А.В.Хуторской
Мои коллеги спрашивают, почему я не пишу о том, какими должны быть главные цели и планы образования в нашей стране? Если многих не устраивает то, что происходит в образовании сейчас, то к чему нужно идти? Каковы ориентиры?
Я вообще-то на эти вопросы отвечал не раз. Но всё это сказано и написано в различных книгах, статьях, материалах курсов, семинаров, конференций. Поэтому, соглашусь, нужна сводная выжимка на тему «Каким быть образованию в России?».
Начну с главного государственного документа, который сегодня официально отсутствует – с Доктрины образования человека.
В настоящее время официальной доктрины образования в России нет. Имеющаяся национальная доктрина образования, период действия которой был определен с 2000 по 2025 г., упразднена в 2014 г. постановлением правительства Медведева (№ 245 от 29.03.2014). Отменённая доктрина была далека от совершенства, но сегодня нет никакой.
Нынешнее законодательство изменено таким образом, что доктрина образования может как существовать, так и не существовать — это определяется решением президента или правительства страны. Такой ответ мне дал В.А. Никонов, председатель комитета по образованию Госдумы РФ.
В России есть военная доктрина, доктрина информационной безопасности. Официально принятой доктрины образования пока нет. Отсутствие документа, определяющего национальную политику в области образования, затрудняет реализацию конституционного права граждан на их образование, снижает обоснованность государственных решений, подвергает рискам безопасность страны. Отсутствие ясных ориентиров в области образования приводит к непониманию стратегии образования среди педагогов, учащихся, их родителей, к некомпетентным действиям политиков, произволу чиновников в управлении образованием.
Без единой доктрины появляются противоречащие друг другу законодательные нормы. Например, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования и единый государственный экзамен (ЕГЭ) по-разному определяют ожидаемые результаты обучения, что не позволяет педагогам, школам, управленческим ведомствам организовать эффективный образовательный процесс.
Закон «Об образовании в РФ» не может выполнять функции доктрины образования в силу своей специфики. Существует множество вопросов, которые не могут быть решены с помощью данного закона. Да и сам закон должен быть одним из воплощений доктрины, а не наоборот. Это же относится и к другим документам, стратегиям и программам в области образования и воспитания, на которые выделяются миллиарды и триллионы рублей без необходимых концептуальных оснований. Примеров очень много.
Основная проблема сложившегося в последние годы подхода к управлению образованием — игнорирование роли субъектов образовательного процесса. Нынешняя система управления образованием определила требования к образованию, не учитывая подчас потребности и запросы других заказчиков образования: самих учащихся, их родителей, педагогов, школ, регионов, производств, этносов, религиозных конфессий, общественных объединений.
Происходящие в практике работы школ, вузов проблемные ситуации свидетельствуют, что действия управленцев в области образования зачастую идут вразрез с гуманистическими, общечеловеческими ориентирами образования.
Концептуальной основой решения многих накопившихся в отечественном образовании проблем должна стать соответствующая доктрина. Наше определение:
«Доктрина образования человека — система объединенных общей идеей основополагающих положений и принципов, определяющих миссию, цели, задачи, содержание, систему организации обучения, воспитания, контроля и оценки результатов образования человека».
Разработанный нашей научной школой проект Доктрины образования человека и другие документы.
Вопросы для обсуждения
1. Предложите два-три положения, которые, на ваш взгляд, должны войти в Доктрину образования человека в России. Обоснуйте их.