Найти в Дзене
Наблюдательница жизни

Как дворянин Страшинский использовал крепостных крестьянок в качестве личного гарема

Оглавление

Раньше у многих русских помещиков был свой личный домашний гарем. Вообще крепостное право подразумевало, что использование помещиками крестьянок в своих личных нуждах - это обыденное дело. Главное, в этом не перебарщивать, как случилось с дворянином Страшинским.

Жалобы паствы и дело Страшинского

В 1845 году к начальнику полиции обратился настоятель храма Ящинский (село Мшанц). Мол, паства возмущается и жалуется, так как пан Виктор Страшинский постоянно требует присылать к нему в село Тхоровка дочерей и жен крестьян. Священник сказал, что помещик опорочил более 500 женщин, часть из которых принадлежали не ему, а его дочери Михалине Страшинской.

Через год, к осени 1846 года начавшееся следствие набрало обороты. На допросах, сотник села Павел Крившун, поведал, что пан постоянно требует, чтобы к нему привели девок. Бывает, что сам заявляется в соседнее село, выбирает понравившуюся особу, и растлевает ее. Крестьянки, приглашенные на суд, подтвердили, что, все так и было, барин лютует и не признает отказа.

Вот только, когда начались очные ставки, потерпевшие женщины испугались, и начали отказываться от слов, сказанных ранее. Примечательно, что даже Ящинский, с подачи которого завязалось дело, пошел на попятную.

Страшинский в начале следствия пытался уклоняться от допросов, а когда понял, что все складывается в его пользу, решил, что лучшая защита - нападение. Мужчина заявил, что ему 65 лет, он старый и больной человек, а все обвинения являются подлой клеветой.

Вскоре в другом уезде выдвинули полностью аналогичное обвинение. Донесение сделал старший заседатель Махновского земского суда Павлова. Вот только свидетели не смогли явиться в суд, так как Страшинский не выдавал крестьян (имение принадлежало ему лично). Тогда следствие явилось прямо на место, и там начали допрашивать крестьян.

Дело сдвинулось с места. Каково же решение суда?

Документы по делу смотрел киевский губернатор, он же заметил, что первое расследование было проведено очень плохо, и в нем явно чувствуется желание оправдать помещика. Началось новое следствие, давшее более плодотворные результаты.

Теперь уже девки показали, что Страшинский проявил силу и они стали его, против своей воли. Мужья крестьянок дали показания, что жены им достались лишенные девства. Страшинский видя, что все снова против него, начал старую "песню" о клевете и происках врагов. Мол, он старый и немощный человек на такое не способен. Вся защита мужчины была построена на преклонном возрасте и болезнях. Жена дворянина тоже замолвила за него словечко, сказав, что за пол века брака она ни разу не видела повода ревность. Действительно, зачем дворянке ревновать к 5 сотням крепостных крестьянок?

Дело застопорилось и с момента первых обвинений прошло 25 лет.

В результате, Александр Второй спустил все на тормозах. Виктора Страшинского, которому исполнилось 72 года, оставили при подозрении, и никакого существенного наказания он не понес. Увы.

Благодарю, что дочитали. Если статья была интересна, то буду признательна, пальчику вверх. Подписка здесь