Найти в Дзене

Почему ты покупаешь ненужные вещи

Вот все вокруг восхищаются новым айфоном. Подруга хвастается обалденными фотографиями, а брат в восторге от качества звука. Да и просто красивая вещь. Купить, что ли?

Покупаешь. Да, красиво. Да, фото и правда выходят отличные — даже в темноте. Но что-то размер неудобный, в карман не помещается и вообще страшно уронить, ремонт-то влетит в копеечку. Вот так разочаровываешься и радость куда-то улетучивается. Ладно ещё, если покупка не особо ударила по бюджету, а если на неё ушла часть накоплений, например? Совсем обидно.

Наверняка в твоей жизни найдется пара подобных случаев. Импульсивные покупки — это работа автопилота, которым руководят эмоции, а не логика. Уже потом находится оправдание своим поступкам, когда подключается более медленное рациональное мышление (1). В результате человек следует за сиюминутными эмоциями и окружением, не особо задумываясь, а что же надо лично ему.

Мы не так независимы от других людей, как хотелось бы. Это видно на уровне образа жизни: например, если друг или один из супругов бросает курить, то шанс тоже бросить курить возрастает на 67% и 37% (2). Неплохо? Неплохо, если это положительные изменения — избавиться от вредных привычек, более правильно питаться, научиться отдыхать...
Но в обратную сторону, увы, тоже работает.

Инстинкт заставляет покупать вещи для поддержания социального статуса. Это называется "статусным потреблением", когда предмет покупается не столько ради его функции, а ради престижа (3). Что именно это будет, зависит от группы, к которой человек себя причисляет. Для кого-то достаточно надеть новые кроссовки AirMax, а кому-то придётся раскошелиться на пару спортивных авто или оригинал Моне.

Онлайн-шопинг делает всё ещё сложнее (4). Во-первых, не надо прикладывать никаких усилий — буквально пару раз щёлкнуть мышкой и ждать доставку. Во-вторых, огромное количество отзывов подогревает желание вписаться в общество и купить то, что все хвалят. А если ещё и скидки, то вещи сами собой добавляются в корзину.

Понятно, что это заставляет постоянно гнаться за трендами и не даёт получать удовольствие от этих покупок. Что же делать?

1. Дать себе время. Чтобы успела включиться рациональная система, нужно время. Возьми за правило выждать хотя бы пару дней, прежде чем делать покупку. За это время успеешь оценить, надо ли оно тебе на самом деле.

2. Следить за окружением. Если замечаешь, что нынешний круг общения склоняет тебя делать то, что вообще-то не входит в твои планы, имеет смысл разнообразить его. Подумай, кем ты стремишься быть в идеальном случае. Хочешь меньше беспокоиться об одежде и уделять больше времени чтению — найди книжный клуб. А если наоборот хочешь развивать чувство стиля, познакомься с кем-то из индустрии моды.

3. Задавать вопросы. Перед каждой покупкой спрашивай себя: зачем мне эта вещь? Я хочу её ради статуса или ради личных целей? Мне не хватает новых ощущений или я действительно буду пользоваться этой вещью? Это спасёт от лишних эмоциональных покупок.

А как у тебя с импульсивными покупками? Теряешь контроль на Черную пятницу или строго следишь за своими расходами?
— — — — —
1. Morewedge C. K., Kahneman D. (2010). Associative processes in intuitive judgment. Trends in cognitive sciences, 14(10), 435-440.
2. Christakis N. A., Fowler J. H. (2008). The collective dynamics of smoking in a large social network. New England journal of medicine, 358(21), 2249-2258.
3. O'cass A., McEwen H. (2004). Exploring consumer status and conspicuous consumption. Journal of Consumer Behaviour: An International Research Review, 4(1), 25-39.
4. Tsai M. T., Cheng N. C., Chen K. S. (2011). Understanding online group buying intention: the roles of sense of virtual community and technology acceptance factors. Total Quality Management & Business Excellence, 22(10), 1091-1104.