Найти тему
Всё об алалии, аутизме и ЗПР

"Экстремально мужской мозг" - о том, почему мальчиков с нарушениями речи и аутизмом намного больше, чем девочек

Думаю, все замечали такую тенденцию. Да, в среднем, на 1 девочку с нарушением речи приходится 3-4 мальчика. С аутизмом ситуация ещё более намекающая - 1 девочка на 5-6 мальчиков. Эту информацию вам подтвердит любой дефектолог или логопед из коррекционного сада/школы речевого или ЗПР профиля - их "клиентами" действительно чаще становятся мальчики. Например, в логогруппе моего сына и сейчас 11 мальчиков на 4 девочки.

Но почему так происходит? Что в мозге мальчиков есть такого, из-за чего их речь и коммуникация более хрупкие по сравнению с девочками? Хотя однозначного ответа на этот вопрос пока нет, у учёных есть ряд гипотез. Об одной из них, - теории об Экстремально мужском мозге (можно также встретить вариант крайне мужской мозг), - и пойдёт сегодня речь.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Эта теория принадлежит Саймону Коэну, авторитетному профессору психологии Кембриджского университета. Он вывел её не на пустом месте. Существует много исследований, указывающих на то, что половые гормоны существенно влияют на скорость и качество развития речевых и коммуникативных навыков. Их влияние настолько сильное, что какие-то перестройки ЦНС можно наблюдать даже у взрослых людей - это показали исследования мозга взрослых трансгендеров, принимающих гормоны противоположного пола.

Неудивительно, что влияние гормонов на детей значительно выше, так как их мозг только формируется. При этом самая высокая чувствительность наблюдается на этапе закладки нейронов в разные области мозга ещё во время беременности и в раннем младенчестве.

Хороший уровень эстрогенов (класс женских половых гормонов) в околоплодных водах способствует улучшенным социальным и речевым навыкам будущего ребёнка, потому, что помогает росту языковых центров и связанных с ними областей мозга. А вот тестостерон (основной мужской половой гормон) имеет противоположный эффект. Дети, у которых был зарегистрирован в период беременности высокий фетальный (плодный) тестостерон после рождения имеют более плохой зрительный контакт, у них позже развивается использование жестов, сочувствие, понимание действий и намерений других людей.

Кроме того, ещё одно исследование детей в возрасте 8-11 лет, обнаружило связь между уровнем тестостерона в околоплодных водах во время беременности и объемом серого вещества в левой верхней височной извилине (область Вернике - отвечает за понимание речи).

На картинке ниже это можно видеть наглядно. В синих областях плотность серого вещества у мальчиков ниже, чем у девочек. В красных, наоборот, плотность выше у мальчиков. Оба эффекта действуют из-за влияния фетального тестостерона:

взято отсюда - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3306238/
взято отсюда - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3306238/

Как видите, тестостерон особенно сильно влияет на височные доли (PT/PO), в которых расположена область Вернике (понимание речи, способность к изучению как родного языка, так и иностранного). Вот и ответ на то, почему мальчики в сравнении с девочками, даже имея абсолютно нормальное развитие, чаще позже осваивают речь и показывают более низкие результаты в задачах на использование языка и коммуникации.

Интересна также область OFC. Это орбитофронтальная кора - часть лобных долей, отвечающая за самоконтроль, понимание ответственности/награды за свои поступки и поведение в рамках социальных приличий. Под влиянием тестостерона плотность серого вещества в ней также становится более низкой. И действительно - мальчики более склонны к необдуманным поступкам, а при конфликтах с более высокой вероятностью подерутся, чем поговорят, по крайней мере пока не подрастут и не начнут лучше контролировать своё поведение.

Зато у мальчиков выделяются повышенной плотностью серого вещества гиппокамп (HY), миндалевидное тело (Amyg), правый височно-теменной узел и соматосенсорная область (RTPJ/pSTS). За что же отвечают они?

  • Гиппокамп отвечает за пространственное мышление и ориентирование, долгосрочную память и является одной из областей мозга, отсеивающих "важное" от "неважного" при выборе фокуса внимания;
  • Миндалевидное тело плотно связано с эмоциями. Оно помогает распознавать эмоциональные реакции других людей, играет значительную роль в социальном взаимодействии, а также участвует в принятии решений по типу "бей или беги" из-за страха. На самом деле у миндалевидного тела намного больше функций, а его поражение может дать такие АЧ, как тревожность, отсутствие страха или склонность таскать предметы в рот (гипероральность), но в рамках этого материала расписать их не отходя от темы будет сложно;
  • Соматосенсорная область мозга отвечает за сбор и первичную центральную обработку многих сенсорных сигналов. В основном в её ведении находится кожная чувствительность и проприоцепция (понимание положения собственного тела в пространстве). Поэтому для проблем с ней характерны повышение/понижение кожной чувствительности, в том числе термической, вибрационной, неуклюжесть и трудности в управлении собственным телом;
  • Правый височно-теменной узел отвечает за интерпретацию зрительно-пространственных сигналов, а также за точность и систематизацию обрабатываемой информации. Эта область мозга (если конкретно, то её часть - нижняя теменная долька) связана со способностями к математике и точным наукам. Здесь из-за влияния тестостерона у мужчин физиологическое преимущество, с чем и связано то, что им легче, чем женщинам, даются точные науки и задачи на пространственные операции.
К слову, теменная доля вообще "специализируется" на точных науках и пространственных задачах - чем более она развита, тем больше способности. Так у Эйнштейна она была на 15% больше, чем в среднем в популяции.

В гендерных различиях строения мозга нет ничего плохого, если мы говорим о норме. Но в случае с РАС, нарушениями речи и другими проблемами, видимо, на подобное развитие мозга накладываются ещё какие-то факторы - генетика, патологии беременности и родов, окружающая среда и прочее. Поскольку у мальчиков изначально более слабо развиты области, отвечающие за речь и коммуникацию, значит они и более уязвимы для повреждений. Неудивительно, что из-за дополнительных негативных факторов мальчики могут начать развиваться с опозданием, порой значительным.

В то же время "мужские" области мозга в таких ситуациях развиваются непредсказуемо, так как много нейронов не всегда значит хорошо - иногда высокая плотность напротив мешает мозгу нормально созревать и является фактором риска по эпилепсии. Поэтому тут может вырасти как гений со, скажем, феноменальной памятью и способностями к математике, так и умственно отсталый, неспособный одеть штаны.

У девочек же таких акцентов нет, а их речевые и коммуникативные области под влиянием эстрогенов изначально лучше развиваются, что даёт им некоторую страховку от подобных нарушений и в случае чего лучший прогноз. Хотя конечно всё индивидуально.

Теория Коэна достаточно скандальная и вокруг неё ведётся множество дискуссий. В частности, её критикуют за сексизм, который, на мой взгляд, действительно значительная проблема, так как он нередко приводит к задержкам оказания помощи.

К примеру, когда я впервые робко заикнулась о том, что сын не говорит, то первое, что я услышала, это: "А что вы хотели? Он же мальчик! Они позже говорят!" Чуть позже я все равно забила тревогу с позиции: "Вряд ли то, что он мальчик должно значить, что ему разрешено и ничего не понимать", но многих родителей такие фразы успокаивают, они садятся и ждут потому, что "ну мальчик же", теряя кучу времени.

Девочки с лёгкими формами аутизма обычно хорошо "маскируются" из-за половых преимуществ развития мозга. Во взрослом возрасте нередко и не поймёшь, что перед вами хорошо адаптированный человек с РАС. Но до него ещё дожить надо. На протяжении детства визуальное сходство с нормой скорее мешает, чем помогает, потому что проблемы труднее заметить и их списывают на неуживчивость, недостаток воспитанности и дурной характер. Ну и конечно убеждение, что у девочек относительно редки такие нарушения, тоже мешает родителям трезво взглянуть на ребенка и помочь ему развивать коммуникативные навыки в играх/занятиях, а не в семейных конфликтах и болезненном опыте с социумом.

В общем, из-за зацикленности на половых различиях страдают дети обоих полов. Да, по статистике действительно 70% мальчиков начинают говорить позже, чем девочки. Да, нарушения развития встречаются у мужского пола чаще. Но пол не должен быть основой жданий. Здравая оценка нормально развивается ребенок или нет должна отталкиваться от характерных симптомов и реальных коммуникативных/речевых навыков ребёнка, но никак не с "мальчик/девочка".

Ставьте лайк и подписывайтесь, чтобы видеть больше интересных материалов в ленте!

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как микрофлора кишечника может нарушать детское развитие?

"Нервные клетки не восстанавливаются" - избитая фраза, не отражающая реальные возможности восстановления мозга

"Голос внутри" - о том, почему некоторые дети постоянно отвлекаются и нуждаются в частом повторении инструкций