Найти в Дзене
Развитие и жизнь

Роботизация и автоматизация на периферии?

Яндекс- картинка в свободном доступе
Яндекс- картинка в свободном доступе

В современных условиях глобальной роботизации и автоматизации на современных предприятиях во всём мире, невозможно остаться в стороне от этих процессов. На «старых» предприятиях всё больше появляется современных приборов и узлов автоматики и контроля с применением персональных компьютеров. И если в первую очередь автоматизация коснулась конечно новых предприятий, где изначально применяется новая техника управления и контроля, но и на старых «приватизированных» предприятиях в процессе ремонтов применяется новая техника, что можно описать, как «малая модернизация».

Соответственно и работники старых заводов и фабрик не могут остаться в стороне, не могут работать по старинке «на глазок». Но что же можно сделать в условиях слабого финансирования? В первую очередь применить методы, которые были разработаны ещё в начале 20 века и которые обобщены в труд под названием «научная организация труда».

Любое производство можно разделить условно на два сектора:

1. Механическое оборудование

2. Системы контроля, управления и автоматизации.

И если механическое оборудование и технологии десятилетиями могут оставаться без изменений, то системы контроля, управления и автоматизации претерпевают изменения практически каждое десятилетие. В 70-х годах были электромеханические приборы, в 80-е приборы с применением полупроводниковых элементов, в 90-е стали применяться микросхемы. А вот далее произошла революция – стали применяться компьютерные технологии, появилась микропроцессорная техника. Фактически в большинстве случаев и приборов то почти не стало, так как многие приборы ушли в виртуальное пространство. Все многочисленные реле времени, промежуточные реле и прочие элементы создаются в компьютерной программе. Например ранее, чтобы реализовать узел автоматики и контроля, включающий в себя условно 12 реле времени, несколько измерительных приборов, несколько самописцев и прочее, надо было купить эту массу приборов, купить для них огромный шкаф или установить панели от пола до потолка в отдельной комнате оператора. Пульт оператора должен был состоять из десятков кнопок, переключателей. А теперь всё это на экране компьютера и управляется компьютерной мышью и клавиатурой.

В прошлом, для того, чтобы вся эта аппаратура работала, необходимо было привлекать к работе десятки высококвалифицированных специалистов – электронщиков, наладчиков, электрослесарей. Ведь те – же электромеханические приборы, содержащие десятки движущихся деталей, множество контактов, требовали ежедневного обслуживания в виде осмотра, подтяжки и регулировки различных соединений, смазки, замены бумаги и чернил на самописцах. Так на одной из горнообогатительных фабрик в службе КИП и автоматика работали до 25 человек. Каждый цех обслуживали от 2 до 10 специалистов. При этом в службе КИП были две бригады, одна включала в себя электрослесарей КИП, которые обслуживали релейные схемы блокировок, расположенные в РП и обслуживали пульты управления и мнемосхемы в помещениях операторов цехов, другая бригада состояла из более квалифицированных специалистов, обслуживающих и ремонтирующих приборы, электронику, автоматику, разрабатывающих новые схемы автоматики и контроля, модернизирующих старые схемы.

К сожалению, в 90-е служба КИП была «де – юре» ликвидирована, все специалисты (наладчики КИП 7 и 8 разрядов, прибористы, электрослесари КИП 7 и 8 разрядов) были переведены на единую для всех ремонтников специальность «электрослесарь, слесарь, дежурный и по ремонту оборудования». При этом тарифные разряды 7 и 8 были ликвидированы. К чему это привело? К тому, о чём предупреждают специалисты по кадрам – к изменению установок в сознании работников, к снижению самооценки работников и в конечном итоге практически к деавтоматизации предприятия, к остановке развития. Усугубило ситуацию и то, что на предприятии после развала СССР, перестали привлекать посторонних работников для выполнения временных или разовых работ (чистка вагонов после выгрузки, выгрузка смёрзшегося угля на вагоноопрокиде и прочие). Начали посылать на такие работы всех "свободных" работников. При этом часто можно было слышать, что КИПовцы бездельники, так как не мокрые от пота, что «на ваше место десятки безработных просятся», «кто не может долбать бункера и вагоны по состоянию здоровья – могут увольняться». А при приёме на работу основным критерием стали не знания по специальности, а крепкое физическое здоровье для работы на тяжёлых физических работах. А ведь часто в программисты, электронщики, киповцы идут люди с проблемами со здоровьем, которых не берут в шахты и в армию. В итоге получили то, что имеем сейчас – в бригаде, где были более десяти человек электронщиков, наладчиков КИП и автоматики, прибористов, остались три человека (один инженер – электронщик, один наладчик – программист пенсионного возраста и один электрослесарь). Естественно от прошлой практики, когда в каждом цехе (ещё в 2006 году) работали по 2 – 4 человека от этой бригады, шкафы с автоматикой были закреплены за определёнными специалистами, пришлось отказаться. Началась деавтоматизация.

ещё моя статья, из многих, по теме "старые предприятия"