Михаил ЗУЕВ
Пессимистическая комедия
Действующие лица
Заслуженный художник Афиноген Сиплый — в берете, шарфе и очках, седобород, лет 55, окает и сипит.
Заслуженный скульптор Руслан — толстый полуголый, грубый, в татуировках, лет 45.
Вожак (Председатель МСХ) — в тельняшке и морской фуражке, небрит, лет 65.
Мул Марина Асуровна, директор художественного музей, куратор-комиссар — толстая рыжая прожженная баба в кожаной куртке и цветочном венке на голове, говорит хрипло.
Петр Явленский — художник — акционист, лет 30, безумные глаза на худом лице, рот грубо зашит крупными стежками суровой ниткой. В руках молоток и большой ржавый кровельный гвоздь, на плече — моток колючей проволоки.
Пуся Риот (она же Леня Е.нутый ) — разбитная девка в балаклаве и тренировочных штанах. На голове — пластиковое синее ведро.
Серафима Обдолбай-Раздолбайкина — оператор.
На сцене мастерская художника. В одном ее углу — тахта, рядом — стол и стулья. На другой стороне — холсты и картоны. На мольбертах — рисунки, рядом постановка — тряпка, яблоко, чайник. На ставнях окон углем нарисованы голые женщины.
Действие 1. За столом Скульптор и Сиплый пьют водку. На столе стоит фаянсовый кувшин в виде петуха. Рядом мольберт с грубым рисунком женской задницы.
Скульптор (указывая на петуха): Вот, последняя версия макета. Оригинал высотой 20 метров договорился с администрацией президента на Лобном месте поставить, как символ возрождения России. Будет оттенять Василия Блаженного. Как тебе?
Сиплый (задумчиво стуча пальцем по петуху): Да, Руслан, это посильнее «Фауста» Гете! Зурабка — пигмей перед тобой. (Указывая на какую-то мазню на мольберте.) А насчет этого что думаешь?
Скульптор: (мельком поглядев, после паузы): Честно? Афиноген, это гениально! Будто Репин из гроба вылез. Как ты, главное, шельма, все отношения взял?!
Сиплый (довольно): Мы с тобой — старая школа! Таких уже не делают. Ну, за нас, за гениев места и времени!
Чокаются и выпивают. Вдруг открывается дверь и вваливается Вожак.
Вожак : Зыдарово, быратыцы!
Сиплый: Привет!
Скульптор: Как дела?
Вожак: А дела наши корявые. Хочу сообщить пренеприятное известие: Пока вы тут оттопыриваетесь, нам назначен куратор-комиссар. Уже едет.
Скульптор: Что за куратор?
Сиплый: Какой к черту комиссар?
Вожак: Знамо какой, с чрезвычайными полномочиями. В разрезе мастерских.
Будет проводить среди нас партийную линию.
Сиплый (подозрительно): Что за полномочия по мастерским?
Скульптор: Какая еще к лешему линия?
Вожак (садясь за стол и не спеша наливая себе водки): Известно какая — Единой, мать ее за ногу, России — партии жуликов и воров! А может, Яблока или ПАРНАСА. Хер их, пи.оров, разберет. Теперь нам все о жизни объяснят.
Сиплый (уверенно): Обвыкнет, воспитаем! Я бы советовал этого комиссара для начала…
Вожак (после выпитой стопки, жестко): Я бы советовал мне не советовать! Пяти генсекам на одних подметках служил!
Скульптор: Как его хоть звать-то?
Вожак: А фамилия его... Черт, забыл, лошадиная какая-то.
Сиплый : Кобылин? Конев? Меринов?
Скульптор : Жеребин? Овсов?
Вожак (закусывая, в раздумье): Не, все не то.
Действие 2. Снова открывается дверь и входят Комиссар Мул, Явленский, Пуся Риот и оператор .
Мул (некоторое время глядит на художников в упор, расставив ноги, руки в карманах куртки): Здравствуйте, господа!
Вожак (не вставая, строго): Здоровей видали! Кто сама будешь?
Мул (решительно): Я — Мул Марина Асуровна.
Вожак (хлопнув по столу): Вспомнил! Ясно, в общем, как Цветаева, только Мул.
Мул (не обращая внимания): Ваш новый куратор, комиссар от департамента современного искусства министерства культуры. Вот мандат за подписью господина Ладынского. (Кладет на стол лист с надписью крупными буквами «МАНДАТ» и отпечатком пятерни.) А это — мои советники: Петр Русский Поджигатель Явленский и Пуся Риот. И оператор, чтобы структуру момента запечатлеть.
(Скептически оглядывает мастерскую, ставни с голыми бабами и рисунки на мольбертах.) Рисуем, значит?
Сиплый (с вызовом): Пишем! (фамильярным жестом указывает на тахту) Раздевайтесь и ложитесь, товарищ комиссар. Сейчас и вас отделаем в лучшем виде.
Скульптор (встал, растопырив руки и полуприсев, ходит вокруг комиссара, поет, сужая круги):
Почему ты мне не встретилась, юная, нежная,
В те года твои далекие, в те года вешние?
Какая фактура! Какая колоратура! Давайте, гражданочка, я вас вылеплю!
(Мул делает знак Явленскому. Тот сзади бьет Скульптора по голове киянкой. Скульптор падает без чувств).
Мул : Ну, кто еще хочет комиссарского тела с натуры порисовать? Или вылепить? (Берет у Явленского киянку, замахивается по очереди на Вожака и Сиплого) Может, ты? Или ты? Вы, дяди! С нами шутить не надо! Имейте в виду: Петюньчик с одного удара забивает гвоздь в асфальт по шляпку. Рот зашивает любому болтуну за пять минут. В колючую проволоку заворачивает за 40 секунд, пока спичка горит. В следующем году будем на Нобелевку выдвигать!
Сиплый (Вожаку подавленно): Экой лихой пи.орас!
Мул: У вас тут, гляжу, коммунистическая сволочь и голимые фигуративисты гнездо свили! (впадает в бешенство и орет) Измена! За что я в 91-м с Плуцером и Сарно в Белом доме под бомбами шмурдяк хлестала? С Олегом Куликом на одной тарзанке качалась? По три раза триппером от групповух на презентациях болела! За что на Майдане скакала, придатки морозила?! (угрожающе) Я вам покажу, как Родину любить! (Делает знак).
(Пуся Риот срывает рисунки с мольбертов, рвет их, смахивает постановку и пляшет на обрывках, играя на венике, как на гитаре.)
Пуся Риот (пискляво, на мотив «Заинька, топни ножкой» поет): Богородица, МСХ разгони! Бородатых поразгони!
(Мул делает знак рукой, Пуся Риот резко замолкает, успокаивается, бросает веник, встает в строй.)
Мул: Так вот, товарищей отменили в 93-м году. И вас отменим, если не перекуетесь. Сейчас мейнстрим и основная линия партии — это акционизм, концептуализм и перформанс. Замшелый реализм — патриотизм больше не канает. Вы поди и не задумывались над главным эстетическим вопросом нашего времени:
«Го.но — это наш враг или друг?»
Вожак (дипломатично, но с достоинством): Мы до такой великой премудрости умом не дошли, в сортах го.на не разбираемся. Вам, юным и дерзким, виднее. А насчет заслуг перед свободным миром — я тоже не пальцем деланный. Меня сам Хрущев еще в 62-м году чуть на хрен не послал, да мне в 74-м в Бутово на выставке бульдозером всю грудь отдавили. (Задрав тельняшку, показывает волосатую грудь.) В 80-е в Сибири по сельским клубам абстракции писал. В 90-е вот этими самыми руками с митьками в Питере ханку жрал. В обезьяннике по половому вопросу сидел! А в прошлом годе в Паттайе по пьяни лично трансвеститом овладел. До сих пор лейшманиоз лечу.
Сиплый (угодливо и окая): Стары мы матушка, для перформансов-то, за тарзанку цепляться уж сил нет, с голой жопой по морозу бегать зябко — кровь не греет. И в пидорасы поздно — почечуй окаянный все очко разъел. Не погуби, Асуровна!
Мул (твердо): Знаю, трудно. Современное искусство жертв требует. А кому сейчас легко? Ты думаешь, Пуся всегда Риотом была? Это ведь на самом деле всемирно известный Леня Е.нутый. (Пуся быстро снимает с головы ведро и кивает.) Пол сменил, чтобы кровавую гэбню со следа сбить после члена на разводном мосту. Теперь это наш ударный трансгендер! Готовый министр!
А она!? (Указывает на оператора) Зверь, а не оператор! Серафима Обдолбай-Раздолбайкина, в девичестве Штрик-Штрикфельд, творит под псевдонимом Фима Раздолбыш. Огонь — девка! Со второго курса народного университета искусств за аморалку отчислена! Трахалась с любовником беременная онлайн, пока муж камеру держал! Рожала в ванной в прямом эфире! Пуповину зубами перегрызла!
Да и я, если нужно будет, свой музей не пожалею — сожгу к свиньям собачьим! И ты свою гребаную мастерскую лучше отдай от греха, все равно с собой в могилу не заберешь!
Сиплый (яростно и вдруг перестав сипеть): Это на каком же основании? С какого перепугу? Она моим баблом оплочена, моими соплями, потом и спермой полита.
Мул (с сознанием полной правоты): Именем культурной революции, на основании государственной целесообразности и этого вот мандата. Или ты хочешь пойти против целой партии и правительства? Не бзди, красно-коричневый жлоб, скоро ты ее не узнаешь. (Мечтательно) Тут мы мобиль подвесим, в том углу инсталляцию сварганим, а сюда Бренер с.ать будет из-за границы приезжать, здесь энергетика хорошая. Варфоломеевские ночки с вакханалиями делать будем.
Ну, старые пачкуны, пора за базар отвечать. Готовьтесь отдать всего себя концептуализму, как это сделал Дмитрий Александрович Пригов! (Протягивает Вожаку две спички, зажатые в кулаке) Тяни, морда живописная. (Тот осторожно вытягивает спичку обычной длины.) Повезло. Даешь перформанс! (делает вращательный знак кистью руки)
(Явленский оглушает Вожака киянкой. Вместе с Пусей быстро заворачивают его в колючую проволоку и кладут на пол рядом со Скульптором.)
Сиплый (быстро оценив происходящее и предавая): Так его, гада. Я всегда чуял, что он враг. Это он, он меня рисовать заставлял, чтоб похоже было! На пленэры гонял, соцреалист недобитый! Я все про него расскажу. Куда его теперь?
Мул: Как обычно, на Лубянку подбросим и керосином обольем для кипеша.
(Разжимает кулак, протягивает короткую спичку Сиплому, довольно и почти ласково). Ну что, борода в очках, клади свои отжившие гениталии на алтарь современного искусства! Шоу маст гоу он!
(Поворачивает правый большой палец вниз. Явленский с Пусей валят Сиплого на пол, стаскивают с него штаны. Комиссар и Пуся держат, а Явленский пытается прибить Сиплого за мошонку к полу кровельным гвоздем.)
Сиплый (отбиваясь, орет звонким от напряжения голосом): Отпустите меня, пи.орасы, что вам надо?! Ты, подонок зашитый, быстро гвоздь убрал!
Мул: (деловито оператору) Раздолбыш, как договаривались, зону бикини самым крупным планом!
(Та приседает около паха Сиплого. Мул выходит вперед, разводит руки, смотрит поверх голов зрителей, качая головой, восхищенно.)
Боже, какой пир духа! Сплошной катарсис! Мы еще увидим небо в алмазах!
Занавес.
За занавесом слышны шум борьбы, удары молотка и трехэтажный окающий мат.