Возраст накладывает отпечаток на восприятие. В детстве мне казалось, что Людмила – самая интересная из трёх подруг. Сейчас она мне представляется едва ли не отрицательной героиней. В юности я почему-то жалела Катерину, потом стала чуточку жалеть …Рудольфа, ибо она его обманула раньше, чем он решил иметь с ней отношения. В его глазах она – охотница за «квадратными метрами» и московскими женихами, то есть ничуть не влюблённая.
А вот Тося… Её образ наименее яркий, но, тем не менее, самый гармоничный. Однако это понимаешь с годами. Гармония в искусстве – это «…целостность, согласованность, закономерная связанность всех частей и элементов формы». Катя и Людмилочка всю жизнь пребывают в раздрае, пытаясь выпрыгнуть из своей «формы». И – ничего не выходит. Люда – мечется, хотя - при антикварной меблировке, шикарном халате да модных обоях «под кирпич».
Катерина признаётся Гоше: «Как долго я тебя искала». Вот тут я разбираю, почему же Катя воспылала именно к этому слесарю-интеллигенту – данный мужчина соответствовал Кате-реальной. Все эти Рудики и Володи (я имею в виду крутого начальника, сыгранного Олегом Табаковым) – они совершенно не монтировались со своей любовницей, а Кате и был нужен брутальный и свойский, но совсем не простой мужик.
Неслучайно же Катя сказала Людмиле: «Мы-то им зачем? У них есть свои женщины». Она стопроцентно попала в яблочко. Люди несчастливы с «чужими» половинками, на чужой работе, с чужими целями – такие проживают чужую линию жизни. А вот скромная Тося Буянова с самого начала делала то, что соответствует ей, как личности. Она не кинулась на столичных поэтов и стильных парней с телевидения, не изображала дочь профессора, не врала.
И даже не пыталась читать Ремарка в метро – с целью выгодного знакомства. Она полюбила хорошего парня, свою ровню и, кстати, москвича – Колины родители трудились на московских предприятиях - мама трудилась на «Красной швее», а его отец получил садово-огородный участок – это не дача тогдашнем в понимании, но в 1970-м годам эти товарищества станут не менее престижными, чем дачи реальные.
У Коли есть машина. Коля всё умеет делать. Люда-вертихвостка не в восторге: такого, мол, ты и в деревне могла найти. Могла. И что в этом плохого? Тося не пыталась выдать себя за кого-то другого, за «не-я». Да, она не росла «культурно» все эти годы, не устремилась в какой-нибудь вуз, оставшись на стройке, зато и не растратила силы на бесполезность. Сохранила нормальную семью, родила троих сыновей. Квартира – машина – дача.
Она проходила верным путём, не перепрыгивая через пять ступеней в никуда. Гармонична та личность, которая поняла, что ей надо и – что она может себе позволить без потерь. Тот, у кого желания совпадают с возможностями. У Тоси оно совпало. Она выбрала оптимальный для себя вариант развития, где оказались не нужны высшие образования и тусовки с интеллигенцией. Идеален не тот, у кого больше/круче/богаче, а тот у кого - гармонично. У кого пазлы ровненько сложились.
Zina KorZina (c)