Найти тему
Занудный балет

Полиглоты и кандидаты наук: балерины с незаурядными умственными способностями

Наверное, в балете, как в замке красоты, последняя и является самым главный ингредиентом, который определяет то, за чем зритель и ходит на спектакли. Прежде всего, это красота женская. Хорошо бы, конечно, еще и интеллект иметь, но разве досуг, когда весь день проходит в занятиях и репетициях, а потом еще и спектакль танцевать надо? Но сегодняшние героини своим примером доказывают, что совмещение красоты, физического и интеллектуального развития возможно, ведь им удавалось блеснуть своими умственными способностями еще будучи действующими балеринами в самом расцвете сил.

Про Тамару Карсавину историк балета Вера Красовская писала, что балетная наивность совмещалась у нее с серьезностью интеллигентки. Александр Бенуа, основатель "Мира искусства", вспоминал, что она имела множество разнообразных интересов и была несравненно культурнее большинства ее товарищей. Братом балерины был никто иной, как известный философ Лев Карсавин, и ей часто доводилось присутствовать при ученых спорах и обсуждениях книжных новинок в кругу его и его приятелей.

Карсавина, конечно же, владела французским и английским языками, а ее воспоминания "Театральная улица" были изначально написаны именно на английском. Этот язык она изучала в т.ч. при помощи чтения старых английских книг, и ее речь, поначалу представлявшая собой "невообразимую смесь архаизмов и грубых ошибок", весьма смешила ее мужа-англичанина - дипломата Генри Брюса .

Еще в 1910 году Карсавина села за перевод знаменитого труда "Письма о танце" великого Жана-Жоржа Новерра по редкому изданию 1807 года (редактором выступил философ-балетоман Аким Волынский), который в итоге успешно и перевела (на английский). Разрабатывала новые способы записи танца; ее перу принадлежит несколько книг по балету, в том числе пособие по классическому танцу.

Надо сказать, что знание нескольких языков не является чем-то исключительным среди балерин, особенно на западе. Примеров множество, вот только некоторые из них.

Элеонора Аббаньято, красавица-этуаль Парижской оперы, которой из-за ковида никак не удается покинуть сцену, владеет итальянским, французским и английским.

-2

Почти то же самое у Людмилы Пальеро, с той лишь разницей, что Пальеро родом из Аргентины, а значит ее родной язык - испанский. Люсия Лакарра, лучшая балерина первой декады 21 века, имеет в активе баскский, испанский, немецкий, французский, английский языки. Виолетта Прохорова, солистка Ковент-Гарден в 50-х годах прошлого века - русский, английский, итальянский, французский (несмотря на то, что Элвин родом из СССР, она еще в 22 года покинула страну и жила на Западе; чтобы не забывать русский язык, покупала и читала русские книги); и т.д.

-3

Несколькими языками владели и легендарные примы прошлого: Мария Тальони, Фанни Эльслер, Люсиль Гран и т.д. Это было вполне обыденным для звезд, родившихся в изначально интернациональных семьях либо в мультикультурных странах, а также кочующим из одной балетной столицы в другую в целях выступлений.

Виолетта Прохорова - балерина, покинувшая СССР с согласия Сталина

Анна Павлова владела английским, французским и немецким языками, на которых в минуты раздражения (а она была весьма вспыльчивой особой) отменно бранилась.

Знаменитый американский хореограф русско-грузинского происхождения Джордж Баланчин в начале своей жизни выбирал себе в партнерши интеллектуалок. Его первая супруга, Тамара Жева, происходила из семьи купцов, а ее отец, Левкий Жевержеев, держал в своем огромном доме из 25 комнат библиотеку, насчитывающую 25 тысяч редких изданий. Эта библиотека считалась самой солидной в Петербурге. Кроме того, Жевержеев собирал всевозможные материалы о русском театре (афиши, эскизы декораций и костюмов, портреты артистов и многое другое, что позже составит Музей театрального и музыкального искусства в Петербурге), а в доме собирался кружок, куда входили Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Казимир Малевич, и т.д.

Тамара Жева
Тамара Жева

Естественно, что Жевержеева, воспитываясь в такой атмосфере, не могла не впитать в себя часть тех знаний, которые содержали окружающие ее сокровища. Более того, поначалу она и не готовилась стать балериной, обучаясь в общеобразовательном заведении.

Кстати, сам Баланчин (в те времена еще Баланчивадзе) также охотно пользовался библиотекой Жевержеева, проживая первое после свадьбы время в его доме. Впоследствии он отмечал, что знания, полученные в те времена, оказали на его развитие существенное влияние.

Балерина Эва Бригитта Хартвиг, более известная под именем Вера Зорина, - вторая по счету официальная жена Баланчина (между ней и Жевой была еще жена гражданская - Шура Данилова), обладательница поистине голливудской внешности, которая, в конечном счете, помогла ей перейти в кинематограф и сняться в десятке фильмов. Но помимо собственно танцевальных способностей и яркой сценической внешности, она выделялась знанием языков. Их у Зориной набралось аж пять: норвежский, немецкий, французский, английский и даже русский.

-5

Хартвиг начинала в "Русском балете" Монте-Карло у полковника де Базиля будучи еще совсем юной, 16-летней девушкой, где и взяла сценическое имя Вера Зорина. Ей был предложен список из 20 русских имен, а выбрала она то, которое смогла выговорить. Однако, в отличие от многих западных танцовщиков, менявших свои имена соответственно бытовавшей в то время моде на имена, подобные русским, Зорина не ограничилась только этим, и за время работы в труппе еще выучила и русский язык. После окончания танцевальной карьеры была директором Норвежской национальной оперы, советником крупнейшего культурного учреждения в Нью-Йорке - Линкольн-центра, и, конечно же, написала автобиографию.

-6

Очень часто танцовщики, задумываясь о своем будущем, стремятся получить высшее образование, и как правило в области педагогики. Некоторые успевают за балетную карьеру получить и по две "вышки". Например, солистка Большого театра Анна Антропова получила 2 высших образования в Московской государственной академии хореографии, окончив с отличием  в 1998 году исполнительский факультет, а в 2008 году получив диплом «менеджера исполнительских искусств» (квалификации «Педагог-репетитор», «Исполнитель», «Менеджер исполнительских искусств»). Американская балерина Барбара Фортьер умудрилась во время балетной карьеры получить аж три диплома Клэйтонского университета, изучая российскую историю и искусство, а сейчас преподает английский язык в Новосибирске

Но случай Дарьи Хохловой из Большого театра уникален тем, что она, помимо двух образований, получила звание кандидата искусствоведения не отходя, так сказать, от кассы, т.е. еще будучи танцовщицей.

-7

Очень часто бывает так, что бывшие танцовщицы впоследствии становятся балетоведами и критиками. Достаточно назвать имя Веры Красовской, ставшей доктором искусствоведения, профессором, и которая написала огромное количество работ, среди которых выделяется грандиозный восьмитомный труд об истории русского и европейского балета.

А вот Хохлова - первая солистка Большого театра, во время репетиций балета "Онегин" так прониклась творчеством англо-южноафриканского хореографа Джона Кранко, что решила сразу написать работу именно о его балете. Тема диссертации - "Многоактный сюжетный балет в творчестве Джона Кранко (спектакль "Онегин" в Штутгартском театре, 1965 год)", которую танцовщица защитила в 2016 году. А после этого, как часто бывает, вышла и монография на ее основе: "Балет «Онегин» Джона Кранко. Русская поэзия в западноевропейской хореографии".

В диссертации анализируются биография и становление Кранко как хореографа, история балета "Онегин", его сценография, драматургия, режиссура и хореография спектакля, и т.д. Ценность данной работы заключается хотя бы в том, что эту чуть ли не первый пример описания творчества Джона Крэнко, о котором в России известно чуть больше, чем ничего. Монографию автор не читал, но есть подозрение, что содержание там не особо-то отличается.

Нужно упомянуть, что до этого Хохлова получила два высших образования, окончив Московскую государственную хореографическую академию по специальностям «Хореографическое исполнительство» (педагог-репетитор) и «Менеджмент исполнительских искусств».

Однако первой балериной, ставшей кандидатом наук по ходу активной карьеры, стала не она, а Татьяна Предеина, челябинская танцовщица, бывшая прима-балериной Кремлевского балета в 1990-1996 годах, но большую часть карьеры проведшая в родном театре им. Глинки. В 2007 году окончила Московскую государственную академию хореографии и поступила в аспирантуру, а через 6 лет защитила кандидатскую диссертацию по теме "Проблемы развития регионального балетного театра с середины 1950-х годов по настоящее время (на примере Челябинского государственного академического театра оперы и балета им. М. И. Глинки)". При этом, по ее словам, писала работу буквально в гримерке, в перерывах между репетициями и спектаклями.

С Майей Плисецкой
С Майей Плисецкой

При этом, с 2008 года она стала преподавать в Челябинском государственном институте культуры.

Известна также и тем, что позировала автору памятника Майе Плисецкой, Виктору Митрошину. Речь идет о памятнике, установленном в Москве на Большой Дмитровке в сквере имени великой примы.

Балерина Меррит Мур тоже не смогла выбрать между карьерой балерины и учебой, решив заниматься и тем, и другим. Однако ее случай уникален тем, что она не пошла по линии гуманитарных наук. Сначала Мур окончила Гарвард как физик, а впоследствии защитила докторскую диссертацию (на Западе примерно то же самое, что и у нас кандидатская) в Оксфордском университете на тему корпускулярно-волнового дуализма. В общем, Меррит Мур - балерина и квантовый физик в одном лице. В инстаграме она так и характеризует себя - "квантовой балериной".

-9

А что касается танцевальной карьеры, то 29-летняя Мур успела перетанцевать во многих труппах, среди которых Норвежский и Английский национальный балеты, а также балетные труппы Бостона и Цюриха.

Спасибо за внимание! Если понравилась статья, то ставьте лайк, подписывайтесь, комментируйте, делитесь с друзьями.