Сегодня на ГЭС приходится около 16% общего производства электроэнергии в мире. Лидером в этом направлении является Китай, реализовавший в прошлом десятилетии несколько крупных проектов. Среди них ГЭС «Три ущелья», которая остается самой мощной (22,5 ГВт) на планете и ГЭС Цзиньпин-I с самой высокой арочной плотиной (305 м).
В настоящее время в КНР ведется строительство еще нескольких масштабных проектов в области гидроэнергетики, включая Байхетанскую плотину и ГЭС Шуанцзянкоу. Страна является крупнейшим производителем гидроэнергии, планируя и дальше увеличивать ее выработку.
В ноябре 2020-го власти Поднебесной рассказали об очередных грандиозных планах — построить на реке Ярлунг Цангпо в уезде Медог (Тибет) ГЭС мощностью 60 ГВт — в три раза больше нынешнего лидера. Отмечается, что предполагаемая плотина станет крупнейшей в мире. Хотя точных данных пока не приводится.
Сооружение подобного объекта возможно, благодаря уникальным параметрам 300-километрового речного участка в Гималаях в ущелье Диханг, где русло опускается на 2,2 км. Средний расход воды на этом отрезке составляет около 6 тыс. куб. м/сек. Еще в 2012-ом сообщалось о планах построить там две мощнейшие гидроэлектростанции — 38 и 44 ГВт соответственно.
Индия и экологи против
Подобные проекты вызывают тревогу со стороны экологов и соседних государств, которые опасаются серьезных последствий. Поэтому заявление конца прошлого года о проекте мега-плотины вновь встревожило противников китайской инициативы.
Особую обеспокоенность проявляет Индия, ведь китайский объект будет возведен в нескольких десятках км от ее границы, а река Ярлунг Цангпо (в Индии — Брахмапутра) является ценным источником пресной воды для ряда штатов. Особую важность река играет и для Бангладеш, но последняя находится в дружественных связях с КНР, поэтому резких заявлений не делает.
У Индии же с Китаем отношения напряженные. Весной 2020-го между ними произошел вооруженный конфликт из-за спорного региона Аксайчин; приграничные столкновения повторились и в конце августа. Договоренностей об отводе войск удалось достичь лишь в начале 2021-го.
Отдельные эксперты считают, что Китай попытается использовать новую плотину в качестве политического инструмента. Индийская сторона отмечает, что с ней по поводу будущей ГЭС не советовались, детали проекта неизвестны, однако ее строительство напрямую затрагивает интересы государства.
Обеспокоенность по этому поводу высказывали и различные международные организации, и США. МИД КНР в свою очередь в декабре прошлого года отметил, что страна будет поддерживать связь по этому вопросу и с Бангладеш, и с Индией, поэтому опасения преждевременны. Нью-Дели в свою очередь заявил, что сделает ответный шаг и разработает проект плотины мощностью 10 ГВт на другом притоке Брахмапутры.
Специалисты еще в 2014 году говорили о том, что китайские гидротехнические проекты в Тибете — сейсмически опасном районе — могут привести к разрушительным последствиям; теоретически существует опасность затопления северо-восточных территорий Индии. К тому же крестьяне последней из-за ГЭС недоберут более 60% воды для сельскохозяйственных нужд. Исследовательская организация Geopolitical Monitor еще семь лет назад спрогнозировала межгосударственный конфликт Индии и Китая из-за Брахмапутры.
По мнению экологов, перекрытие относительно свободно текущих рек нарушает годовой цикл паводков и наносит удар по экосистеме. Строительство мега-плотины, по их словам, неизбежно отразится на уникальной природе Тибета. В том числе на популяции редких видов животных, обитающих в лесах, которые могут попасть под затопление. Впрочем, к реакции эко-сообщества Китай уже привык. Это стало неотъемлемой составляющей любого крупного проекта в стране.
Особый удар будущий объект наносит по жителям тех мест. И дело даже не в переселении нескольких тысяч из близлежайщей округи (при возведении ГЭС «Три ущелья» родные места покинуло свыше 1 млн чел.), а в особом отношении коренного населения к реке. Для тибетцев она священна — представляет тело одной из богинь. Поэтому очередной замысел Китая в автономии многими воспринимается как посягательство на культуру, религию и экологическую безопасность Тибета.
Вряд ли Пекин откажется от этой инициативы из-за выше озвученных причин, на что указывают предыдущие замыслы КНР, которые вопреки разного рода протестам и недовольствам, были воплощены в жизнь. Нечто похожее происходит сегодня в отношениях Эфиопии и Египта из-за крупнейшей на континенте ГЭС Хидасэ, о чем можно прочитать по ссылке ниже. Там, кстати, по разные стороны конфликта — США и Китай.
Читайте: ГЭС Хидасэ – африканский мегапроект, угрожающий новой войной