Ресурсы нашей планеты ограничены, а в мире все взаимосвязано – вот та основа, на которой должна строиться хозяйственная жизнь человечества. Потребности людей растут, но их удовлетворение снижает качество жизни, и касается это не материального достатка: ухудшается состояние воздуха, воды, увеличивается число заболеваний. Все больше людей и компаний понимают, что идея о бесконечном расширении экономического влияния не более чем миф. Как же прийти к равновесию, удовлетворяя свои потребности, но сохраняя среду, в которой мы живем? Ответ кроется в концепции «зеленой экономики».
Зарождение концепции
Уже в середине 20 века стало ясно, что экономический рост сопровождается ухудшением состояние окружающей среды. В 1962 году вышла книга «Безмолвная весна», в которой американская исследовательница Рейчел Карсон писала о катастрофическом масштабе последствий, наступающих из-за применения сельскохозяйственных пестицидов. Именно в те годы зародилось понимание, что экономическая деятельность, ориентированная исключительно на прибыль, губительна для биосферы и человека. Для сохранения цивилизации и биосферы нужен новый подход.
К 1980-м годам о том, что человечество стоит на пороге кризиса, стали говорить не только отдельные исследователи, но и лидеры государств. Доклад по итогам Международной комиссии по охране окружающей среды и развитию «Наше общее будущее» 1983 года ввел и популяризовал термин «устойчивое развитие». Устойчивое развитие призвано удовлетворить наши текущие потребности, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять их потребности. Авторы доклада заключили, что именно переход к устойчивому развитию даст шанс преодолеть опасности, стоящие перед человечеством.
Удовлетворить потребности человека, снизив его воздействие на окружающую среду, призвана зеленая экономика. В отличие от обычной, «зеленая» экономическая деятельность позволяет повышать благосостояния человека без риска подвергнуть будущие поколения экологическим опасностям или экологическому дефициту.
Учет экологических экстерналий
Нельзя перейти к зеленой экономике без учета воздействия предприятий на окружающую среду. Бороться с последствиями негативного воздействия обычно приходится другим предприятиям, но чаще всего простым людям и государству. Само же предприятие, оставляющее экологический след, заинтересовано в первую очередь в снижении собственных издержек, а потому зачастую игнорирует свои негативные экологические экстерналии (эффекты, воздействия).
Однако загрязнение воды, воздуха, почв, разрушение природных объектов и другие экологические ущербы не проходят бесследно и должны учитываться при ведении деятельности.
Однако субъекты хозяйственной деятельности чаще всего не учитывают социальные и экосистемные функции природы. При этом важность этих функций нельзя недооценивать: социальные функции связаны с воспроизводством здоровья и личностных качеств человека, экосистемные обеспечивают протекание природных процессов и ресурсный потенциал социально-экономических систем.
В случае выхода экосистемных функций на «рынок» они рассматриваются как экосистемные услуги. Речь идет о выгодах, которые получают люди от экосистем. Ярким примером неучета издержек для экосистемных услуг может быть добыча природных ресурсов из природного объекта, обладающего высокой рекреационной ценностью, вследствие чего люди столкнутся не только с негативными эффектами в виде шума, грязи и потери привлекательности местности, но и с невозможностью развивать туристический бизнес. Кроме того, уничтожение экосистемы в данном месте может привести к деградации других экосистем. Например, перелетные птицы потеряют место гнездования, вследствие чего может сократиться популяция определенного вида на существенно большей территории.
Важно, что последствия экономической деятельности могут быть растянуты во времени, в пространстве, отражаться на других областях экономики и жизни. Учитывая неочевидность некоторых экстерналий, только институциональный правовой механизм способен принудить компании учитывать негативное воздействие при проектировании экономической деятельности.
Снизить или предотвратить негативные экологические последствия помогут следующие меры:
- обязанность для бизнеса проводить экономическую оценку экосистемных услуг перед началом хозяйственной деятельности,
- внедрение рабочего механизма компенсации ущерба,
- внесение адекватных платежей за загрязнения.
«Зеленая экономика» в России
В 2012 году Россия подписала итоговый документ Саммита конференции ООН «Будущее, которого мы хотим» . В нем говорится, что такое «устойчивое развитие», как его достичь, каковы основные направления работы. В 2016 году Россия подписала «Парижское соглашение по климату» , целью которого стало сдерживание роста температуры на планете на уровне 1,5 градуса Цельсия. Эти документы стали определяющими для внедрения зеленой экономики в нашей стране.
Как система «зеленая» экономика имеет разные направления.
- Нужно снижать использование ограниченных природных ресурсов и переходить на возобновляемые источники энергии.
- Необходимо снижать количество отходов без вреда для окружающей среды.
- Для обеспечения каждого чистой водой нужно совершенствовать систему управления водными ресурсами.
- Следует развивать «зеленый» транспорт.
- Нужно переходить на органическое, чистое земледелие.
- Для снижения энергетических потерь надо повышать энергоэффективность в области жилищно-коммунального хозяйства.
- Необходимо сохранять экосистемы и эффективно ими управлять.
Одно из ключевых направлений зеленой экономики – это переход на возобновляемые источники энергии и снижение использования ограниченных природных ресурсов. Прийти к этому можно, взимая налоги за вредное воздействие на окружающую среду и вкладывая средства в экологическую модернизацию предприятий. В России уже не первый год реализуются оба способа.
Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят с 2002 года в соответствии с положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ.
С 2014 года в стране действует расширенная ответственность производителя, согласно которой производители товаров должны платить в бюджет экологический сбор или самостоятельно утилизировать товары и упаковку. Механизм регулируется ст. 24.5 федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Средства от экологического сбора поступают в федеральный бюджет.
В декабре 2020 была согласована новая концепция расширенной ответственности производителя, которая теперь предполагает утилизировать 100% упаковки, выпущенной на рынок. Новый механизм должен заработать к 2022 году.
Для более эффективного достижения задач по организации эффективного обращения с отходами производства и потребления, а также снижения уровня загрязнения атмосферы и воды в 2018 году был запущен национальный проект «Экология». В рамках этого проекта предприятия, оказывающее значительное негативное воздействие на экологию, к 2024 году должны модернизировать производственное оборудование, перейти на принципы технологического нормирования и внедрить наилучшие доступные технологии.
Внедрение наилучших доступных технологий требует больших затрат, поэтому государство разработало меры государственной поддержки: субсидии на компенсацию части затрат в рамках выпуска «зеленых» облигаций и поддержка крупных инвестиционных проектов в рамках Фабрики проектного финансирования.
«Зеленое инвестирование» – потенциально очень действенный способ повлиять на связку «экономика-экология». Оно подразумевает использование особых бондов – долговых ценных бумаг – инструментов, привлекаемых под проекты развития безуглеродной энергетики, эффективной утилизации отходов, землепользования, «чистого» транспорта, сохранения и очистки водных ресурсов и других. Первый green bond в России был размещен еще в 2018 году. В 2020 году зеленые бонды были дополнены зелеными кредитами, для которых Минпромторг разработал механизмы компенсации банковской ставки.
Зеленая экономика – новая реальность, которая уже наступает и открывает возможности для деятельности человека в балансе с природой. Чтобы эта система заработала в полную силу, потребуется время, долгосрочное планирование, широкий взгляд на вещи, а также взаимодействие общества, бизнеса и государства.