Намедни представитель Аэрофлота предложил добавить поправки к федеральным авиационный правилам, согласно которым аэропорт будет взимать сбор за регистрацию только с пассажиров, кому требуется данная услуга, а в настоящее время сбор взимается со всех пассажиров. А пассажиров, которые обращаются на стойку регистрации, заставлять платить по 1000 рублей за услугу регистрации.
Идея вообще неплохая - разделить тариф и услуги. Только вот 1000 рублей при условии, что аэропорт взимает 200-600 рублей за регистрацию, это многовато, выглядит как штраф, взимаемый за то, что пассажир не зарегистрировался в интернете. Вообще платная регистрация применяется почти всеми зарубежными лоукостерами, даже в России применялись ЭйрБолтиком. Сборы там тоже огромные и, по факту, являются штрафами. Для оценки влияния данного сбора на пассажиров стоит провести параллель с предыдущими поправками - о невозвратных и безбагажных тарифах. Сейчас абсолютно все перевозчики применяют такие тарифы, включая Аэрофлот. Причём произошло именно то, чего все боялись - все дешёвые тарифы, которые были у перевозчиков, стали безбагажными и невозвратными. При этом некоторые перевозчики, в частности нордвинд и ютэйр ввели две категории безбагажных тарифов - с расширенной нормой ручной клади. То есть на самом дешёвом тарифе там нормы ручной клади, которые не позволяют перевезти чемодан cabin-size. Многие, ставшие возвратными, тарифы можно вернуть с огромным штрафом, зачастую превышающими размер самого тарифа. Платный выбор мест сейчас у многих перевозчиков не только при приобретении, но и при регистрации, при этом пассажиров из одного бронирования раскидывают по разным концам самолёта, если не приобретать место. У самых строгих европейских лоукостеров нет ограничений ручной клади меньше cabin-size, а дополнительная ручная кладь позволяет перевозить кроме такого чемодана ещё и рюкзачок. Боюсь, что со сбором за регистрацию произойдёт такая же ситуация - сейчас за рубежом, где есть такие сборы, онлайн регистрация начинается за 30-45 суток. У нас, с пестрой чередой компоновок у многих перевозчиков, готовых это применять (единый стандарт только у победы), регистрация будет начинаться за 24 часа строго, плюс в провинциальный аэропортах потребуют распечатку посадочного, которую нужно будет где-то сделать.
Дополнительный вопрос - проверка документов. Сейчас можно приобрести билет онлайн на любое имя. На досмотре нет проверки соответствия фамилии в посадочном паспорту, да даже если и есть, никто не видит отчества, которое не всегда печатается, и номер документа. Персональной ответственности инспекторов нет, поэтому часто возникает проблема сдвоенных посадочных, когда на выходе на посадку у двух пассажиров посадочные талоны на одно места, что почти всегда связано с ошибкой сотрудника регистрации. Проверка документов при использовании электронных билетов необходимо для идентификации пассажира, занимает около 15 секунд, если DCS не виснет, на посадке - около 30 секунд, за исключением Altea Amadeus, так как необходимо ещё переключиться между экранами. Чтобы не быть голословным, расскажу последовательность действий сотрудника регистрации при регистрации и дропе.
При регистрации : приветствие пассажира, выбор рейса, поиск пассажира, проверка документов, ввод и изменение недостающее информации (например, информация о визе, смена некорректного паспорта, это может занимать от 15 секунд до 3 минут на пассажира, семья с детьми в США будет стоять минут 20), поиск и предложение подходящих мест, пререкание с пассажиром об отсутствии нужных именно ему мест, просьба поставить багаж на весы, просьба убрать вторую сумку, просьба переложить перевес в ручную кладь, минуты две ожидание перекладывания перевес с демонстрацией содержимого чемодана, плюс пара минут уговоров простить перевес, наклейка бирки, взвешивание и отправка следующего места багажа, перекладывания багажа в лоток, отправка пассажира в кассу, выписка информации в кассу, объяснение пассажиру где касса, оценка габаритов ручной клади, просьба запихать в калибратор, указать место нахождения выхода на посадку. Весь процесс занимает от пары минут (рейс по России, нормально введены данные, пассажиру не важно, где сидеть) до 30 минут - семья летит трансфером через Германию и Францию в Бразилию, имея двойное гражданство у двух человек, везут с собой пять чемоданов, перевес, разборную детскую коляску, кошку в переноске и собаку в клетке.
При дропе (drop-off) : все то же самое, кроме выбора места, все длительные процедуры сохраняются - проверка документов и приёмка багажа, ещё иногда просьбы посмотреть, нет ли других мест. Всегда перепечатывали посадочные, так как на А4 было неудобно отрывать, чтобы коллеги на посадке знали, что пассажир проверен уже.
На посадке всех просто сажают, за исключением тех, кто прошёл мимо стоек регистрации, то есть, у кого не проверяли с документы, в этом случае на России обычно была лёгкая проверка - вроде бы номер тот самый, а на Германии и США долгое внесение документов в бронирование. Так как многие пассажиры вносят свой паспорт, хотя у них есть гринкарта, либо на рейсе в Германию вносят российский паспорт, хотя а кармане лежит немецкий. За несоответствие авиакомпания и работник получают штраф, поэтому на посадку таких рейсов стараются прийти заранее и по кричать таких пассажиров, чтобы подошли и показали паспорта. Если у всех пассажиров не будут проверены паспорта, а их данные будут качественно проверяться, то на двух гейтридерах можно будет в минуту обслужить 8 пассажиров, то есть посадка 150 пассажиров обойдётся в 20 минут, что приемлемо для рейсов по России на А-320, но посадка 400 пассажиров на Боинге-777 обойдётся уже в 50 минут, что многовато, а на зарубежных рейсах, особенно, в США, Германию, Великобританию и Латвию уже минимум в 40 и 100 минут соответственно. В данном случае посадку на самолёт в США нужно будет начинать за пару часов, что уже является неприемлемым. Решить вопрос могла бы установка биометрических сканеров и использование биометрических паспортов, но это будет не скоро. В Европе решается вопрос с помощью стоек Visa Check, которые проверяют документы у всех пассажиров рейсов за пределы шенгена и у пассажиров, не являющихся гражданами шенгена, летящих на внутренних рейсах. Хотя чем это отличается от регистрации? Может быть только тем, что это делают сотрудники перевозчика. Хотя у инициатора нововведения Аэрофлота регистрацию в базовом аэропорта осуществляют сотрудники самого Аэрофлота, пусть и на оборудовании, которое ему не принадлежит.
Моё предложение :
1. Ввести законодательно понятие полносервисного и бюджетного перевозчика. Последнему разрешать любые эксперименты, но предупреждать граждан, что возможны подводные камни. Полносервисным же ограничить нововведения. При этом бюджетным перевозчиками ввести дополнительные ограничения, чтобы избежать нарушения прав пассажиров.
2. Создать перечень возможных сборов бюджетных перевозчиков, установить стандарт отображения информации в маршрут-квитанции (раньше в бумажном билете было по утверждённой форме). Ознакамливаю пассажиров под роспись при покупке в агентстве (как раньше, когда ставилась печать в билете) либо под электронную подпись, которую нужно утверждать при покупке. Распечатку не требовать, но при возникновении споров и конфликтов она пригодится.
3. Установить сканеры для автоматизированной проверки документов по биометрии или сканер на выходах на посадку. Сделать возможность печати бесплатного посадочного на термобумаге или регистрации в киоске авиакомпании или аэропорта.
4. Взимать сбор за регистрацию с пассажира аэропортом, а не с перевозчика и перевозчиком. Взимать сбор в том же размере, что и с перевозчика.
5. Ну и хорошо бы, если бы Победа смогла предоставить возможность приобретения питания на борту, это же касается и других перевозчиков.
Тогда правила будут простыми и понятными, удобными для пассажиров. Так как в предложенной варианте это приведёт к штрафами и конфликтам.
Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/148887.html
Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.