Найти в Дзене
Архивариус Кот

«Ещё не ясно различал»

Позволите вернуться к четвёртой главе «Онегина»?

Как я уже писала, к началу 1825 года была готова строфа XXIII. А вот дальше работа приостановилась… Что было тому причиной?

Думаю, в первую очередь то, что Пушкин был захвачен новым сюжетом. Ещё в конце 1824 года он наметил план трагедии из русской истории. Сначала работа над ней шла параллельно с романом в стихах, но затем автор всё больше погружается в «дела давно минувших дней». Первоначально даже название её звучало на старинный лад: «Комедия О настоящей беде Моск[овскому] Госуд[арству] О царе Борисе и о Гришке Отрепьеве — писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 На городище Ворониче» . Затем заглавие несколько раз менялось, пока не превратилось в знаменитое «Борис Годунов».

Работа была завершена 7 ноября 1825 года, об окончании её Пушкин сообщает примерно тогда же П.А.Вяземскому в письме, явно не предназначенном для печати, откуда всегда цитируется одна фраза: «Трагедия моя кончена; я перечёл её вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»

Затем, как разминка, как попытка развеяться, - «Граф Нулин». А по завершении работы поэт возвращается к «Онегину». И… резко поворачивает развитие сюжета. Рассказав о переживаниях Татьяны после отповеди Евгения, автор первоначально пишет в ХXIV строфе:

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Ничто её не занимает,

Её души не шевелит.

Родня качает головою;

Соседи шепчут меж собою:

Пора, пора бы замуж ей.

Мать так же мыслит, у друзей

Тихонько требует совета.

Друзья советуют зимой

В Москву подняться всей семьёй —

Авось в толпе большого света

Татьяне сыщется жених

Милей иль счастливей других.

Кстати, очень любопытны дошедшие до нас черновики следующей строфы, не только в роман не попавшей, но даже и не удостоившейся чести считаться пропущенной:

Не в первый раз моей Татьяне

Уж назначали женихов,

Семейство Лариных заране

Поздравить всякий был готов

..... иные в самом деле

Её искали, но доселе

Она отказывала всем.

Старушка мать гордилась тем.

Соседи всех именовали,

По пальцам даже перечли,

Там до Онегина дошли,

Потом усердно рассуждали

И предрекали уж развод

..... много через год.

Вот читаешь и думаешь в очередной раз о дурости адептов теории о 13-летней Татьяне: «пора бы замуж ей», «не в первый раз… назначали женихов» - с какого это возраста, позвольте узнать?!

Однако вернёмся к роману. Как нетрудно догадаться, дальше Пушкин как раз и собирался рассказать о путешествии Лариных в Москву: следовала строфа, начало которой в переработанном виде было перенесено в седьмую главу -

Старушка очень полюбила

Благоразумный их совет,

В столицу ехать положила,

Как только будет зимний след.

Ну, а продолжало строфу знаменитое «Уж небо осенью дышало» - и далее строфы о русской природе, подвергшиеся очень существенной переделке.

А потом неожиданно появится (когда? почему?) резкое изменение сюжета. Как не вспомнить слова

И даль свободного романа

Я сквозь магический кристалл

Еще не ясно различал…

Попробуем подумать вместе (прошу прощения, что частично ухожу из области точных фактов).

«Летопись» жизни Пушкина сообщит нам, что 30 ноября или 1 декабря Пушкин узнаёт, что в Новоржеве (находился в 30 верстах от Михайловского) какой-то солдат, приехавший из Петербурга, говорит о смерти Александра I. Есть сведения, что в первых числах декабря под именем крепостного П.А.Осиповой поэт выезжает из Михайловского в Петербург, но возвращается из-за «дурных примет». Так ли это, мы не знаем, однако памятник зайцу, якобы перебежавшему дорогу поэту, в Михайловском стоит:

-2

А затем из Петербурга приедет повар Осиповой Арсений и расскажет о бунте 14 декабря и о том, что он насилу выбрался из города.

И в эти дни Пушкин заканчивает работу над четвёртой главой. Скорее всего, ничего доброго для себя он не ждёт – и в романе появляются трагические нотки. Последняя строфа была написана 6 января 1826 года. А за несколько дней до этого уже была начата работа над пятой главой (о ней – в следующий раз), мрачной, полной недобрых предчувствий…

Однако напоследок о светлом. Есть в четвёртой главе и строфы, вызывающие улыбку. В первом издании главы была XXXVI строфа после слов об утках, «внявших пенью сладкозвучных строф»):

Уж их далече взор мой ищет...

А лесом кравшийся стрелок

Поэзию клянёт и свищет,

Спуская бережно курок.

У всякого своя охота,

Своя любимая забота:

Кто целит в уток из ружья,

Кто бредит рифмами, как я,

Кто бьёт хлопушкой мух нахальных,

Кто правит в замыслах толпой,

Кто забавляется войной,

Кто в чувствах нежится печальных,

Кто занимается вином:

И благо смешано со злом.

Позднее Пушкин удалит её. И не включит в окончательный текст конец следующей строфы и целиком строфу XXXVIII, говорящую об Онегине:

И одевался — только вряд

Вы носите такой наряд.

Носил он русскую рубашку,

Платок шелковый кушаком,

Армяк татарский нараспашку

И шляпу с кровлею, как дом

Подвижный. Сим убором чудным,

Безнравственным и безрассудным,

Была весьма огорчена

Псковская дама Дурина,

А с ней Мизинчиков. Евгений,

Быть может, толки презирал,

А вероятно, их не знал,

Но всё ж своих обыкновений

Не изменил в угоду им,

За что был ближним нестерпим.

Здесь Пушкин заставляет своего героя одеваться так, как сам автор ходил в Михайловском. Записан рассказ михайловского кучера П.Парфенова о поэте: «...ходил эдак чудно: красная рубашка на нем, кушаком подвязана, штаны широкие, белая шляпа на голове». Известно, что сам Александр Сергеевич сообщал Вяземскому: «В 4-ой песне Онегина я изобразил свою жизнь» . Правда, А.Н.Вульф позднее уже свидетельствовал: «Пушкин не изменял обыкновенному светскому костюму. Всего только раз, заметьте себе - раз, во всё пребывание в деревне, и именно в девятую пятницу после пасхи, Пушкин вышел на святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный ремнем, с палкой и в корневой шляпе, привезённой им ещё из Одессы», - однако, видимо, необычный костюм поэта запомнился многим.

Направленный для сбора сведений о Пушкине А.К.Бошняк, доносил, «что на ярмонке Святогорского Успенского монастыря Пушкин был в рубашке, подпоясан розовою лентою, в соломенной широкополой шляпе и с железною тростью в руке». Сохранилась ещё не очень грамотная дневниковая запись опочецкого торговца И.И.Лапина: «29 мая. В Святых Горах был о 9 пятнице… И здесь я имел счастие видеть Александру Сергеича г-на Пушкина, который некоторым образом удивил странною своею одежною [одеждою], а например: у него была надета на голове соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавши голубою ленточкою, с предлинными чёрными бакенбардами, которые более походят на бороду; также с предлинными ногтями, которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю - около 1/2 дюжины».

Н.И.Шестопалов. Пушкин на ярмарке в Святогорском монастыре
Н.И.Шестопалов. Пушкин на ярмарке в Святогорском монастыре

Ну, а строфы… А строфы, видимо, были исключены из-за чрезмерной автобиографичности.

Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал.

«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь

"Оглавление" всех статей, посвящённых "Евгению Онегину", - здесь

Навигатор по всему каналу здесь