Найти тему
Александр Долгих

Белорусская задача для 4 класса, которая поставила родителей в тупик

Оглавление

Я не знаю, была ли в Республике Беларусь какая-то реформа образования или нет, но вот этой задачкой поделился со мной один из подписчиков. Задачка для 4 класса общеобразовательной школы, то есть сложностей с ней по идее быть не должно. Но они есть.

На первый взгляд задачка как задачка. Попробуйте решить и получить ответ.

Если вы уже попробовали решить, то, должно быть, поняли, что всё не так просто, как кажется. Если не пробовали, то все-таки попробуйте, это займет две минуты, но читать дальше будет интереснее.

Кадр из киножурнала "Ералаш", эпизод "Морской бой".
Кадр из киножурнала "Ералаш", эпизод "Морской бой".

Решение

Первый вариант

Итак, первый самый очевидный вариант решения — составить уравнение по условию, как обычно и надо делать. Пусть в первом класс Х учеников, тогда во втором тоже Х, а в третьем (Х-5). Всего их 170, поэтому Х+Х+(Х-5)=170. Решаем и получаем, что 3•Х=175; Х=58,(3). И вот она первая проблема. Ну не может у нас быть 58,(3) ученика в классе. Это как полтора землекопа. Ни один автор в здравом уме не составит задачу с таким ответом.

Второй вариант

Некоторые родители резонно предположили, что в задаче опечатка и вместо 170 учеников в трех классах должно быть 70. Это в самом деле здравое предположение, потому что классы по 50-60 человек — это как-то слишком много.

В этом случае задача решается нормально. Х+Х+(Х-5)=70; 3•Х=75; Х=25. Получается в первых двух классах по 25 человек, а в третьем — 20. Всё сходится. Казалось бы, вот он ответ, живи и радуйся, что ты самый умный. Но не тут-то было.

Третий вариант

"А что если опечатки всё-таки нет?" - подумали другие родители. Что, если всё верно и просто надо ещё раз перечитать условие. В общем, некоторые перечитали условие и пришли к интересному умозаключению.

По условию есть класс, в котором на 5 учеников меньше, чем в другом. При этом есть два класса с одинаковым количеством учеников. Так? В задаче не говорится, в каких именно классах одинаковое количество учеников: в тех, где больше учеников, или в тех, где меньше. В первом случае мы попробовали рассмотреть ситуацию, когда в двух одинаковых по численности классах большее количество учеников, чем в третьем, и у нас ничего не вышло.

Значит теперь надо рассмотреть другой случай, когда в одном классе учеников больше, чем в двух других. Короче говоря, Х — это класс с наибольшей численностью. Тогда в двух других (втором и третьем) на пять меньше — (Х-5). Составим уравнение и получим: Х+(Х-5)+(Х-5)=170.

Решаем и получаем 3•Х=180; Х=60. То есть, например, в первом классе 60 человек, а во втором и третьем по 55. Проверка не находит противоречий. В двух классах одинаковое количество учеников? — Да. В третьем классе учеников на 5 меньше, чем в другом? — Да.

***

Лично мне ближе второй вариант решения и предположение, что в задаче действительно опечатка. Такое бывает при наборе текста. Второй вариант хорош своими ответами. 20-25 человек в классе — это нормальная численность. А вот 55-60 — это ненормально. То есть проверку на адекватность проходит лишь второй вариант решения. Да и я не уверен, что в четвертом классе белорусских школ проходят уравнения с "иксом". А если решать логически, то есть без уравнений, то снова напрашивается вывод, что в задаче опечатка.

Ещё интересно: Геометрическая головоломка от учителя математики из Кембриджа, которую наши 11-классники решили на раз-два

Задача для 1 класса, которая поставила в тупик маму. Хотя на самом деле всё было просто, банальная невнимательность

Две детские задачки на логику из СССР, которые не может решить большинство взрослых