Найти тему
VarТехник

Почему Т-72 удивил военных НАТО на испытаниях?

В период 90-х годов, страны НАТО получили большое количество трофейной и проданной им техники советской разработки. Танки тоже были среди них и основным поставщиком стали ГДР, Польша, Чехия. Но машины этих стран существенно отличались от тех, которые были на территории самого Советского Союза.

Как достали?

Как страны НАТО заполучили советский Т-72Б история умалчивает. Продали танк из России, Украины или Белоруссии достоверно не известно. Однако, есть сведения о том, США купили несколько таких машин, из которых сохранилась всего одна.

По имеющимся сведениям, это был Т-72Б образца 1987 года без динамической защиты. Машину испытали на прочность, обстреляли из неё М1 «Абрамс» и даже проверили её ходовые качества.

-2

Чем Т-72Б удивили страны НАТО?

Во-первых, разница между Т-72М из ГДР и прочих стран восточной Европы очень сильно отличались от тех, которые купили в одной из бывших советских республик. Корпус внешне почти не отличался, как и его материалы, но изменение пропорции сделало Т-72Б более крепким, чем его экспортный вариант на основе Т-72А. Так же, экспортные Т-72 не имели композитной брони, кроме версии М1, но даже она не могла похвастать теми же параметрами защиты.

Удивил и тот факт. Что в СССР использовали наполнитель, похожий на принятый в НАТО, при том, что разница между похожими на первый взгляд конструкциями была заметна не вооружённым глазом. Внутри башни Т-72Б использовали так называемые отражающие элементы – полный аналог брони NERA . Однако западный вариант был ощутимо тоньше, а в ранних версиях не обладал тыльными листами стали или композита. Отражающие листы были толще, изначально имели подложку и лучше сопротивлялись кинетике при не уступающих параметрах от кумулятивных зарядов. Плюсом ко всему этому, сложная форма, не редко индивидуальная для каждого листа, так как броня Т-72Б не сварная, а литая.

-3

Не менее интересным было вооружение. Как отмечается в публичном журнале, изданном в 2001-2002 году, Т-72 практически любой версии мог поразить М1 «Абрамс» в лоб и для этого отнюдь не обязательно пробивать лоб башни или корпуса. Секрет крылся в осколочно-фугасных снарядах. Один такой боеприпас мог вызвать сбои в системах управления, сорвать гусеницу, деформировать внешние слои брони, контузить водителя и повредить орудие, сделав танк, по сути, не боеспособным. В то же время, «Абрамс» не мог пробить Т-72Б в лоб на реальных дистанциях боя снарядами с вольфрамовым сердечником.

Свою долю любопытства добавили канадцы. Им сильно понравились советские шлемофоны. В условиях тесного боевого пространства они играли роль защиты головы, а встроенные ларингофоны давали высочайшую точность звука по тем временам. При этом, экипаж почти не слышал звуки внутри боевой машины. Кроме того, шлемофон мог быть отличным головным убором в зимнее время, защищая голову и уши от холода.

-4

Кроме того, канадские испытатели сильно удивились, когда им удалось запустить один из Т-72, стоящий под открытым небом около года. Хватило всего одного часа на базовое обслуживание и заправку, после чего, танк завёлся и был в полной боевой готовности. Имеющиеся у Канады Leopard 1 и Leopard 2A 4 так не то что не могли, а ещё и нуждались бы в капитальном ремонте.

Один из канадских офицеров лестно отозвался о подвеске Т-72. Не смотря на такую себе плавность хода в сравнении с немецкими ОБТ, на стороне советского была надёжность. Катки не деформировались даже на высоких скоростях на пересечённой местности. А это в реальных боевых условиях если не самый важный, то один из важнейших параметров, влияющих на срок активной боевой службы.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц