В период 90-х годов, страны НАТО получили большое количество трофейной и проданной им техники советской разработки. Танки тоже были среди них и основным поставщиком стали ГДР, Польша, Чехия. Но машины этих стран существенно отличались от тех, которые были на территории самого Советского Союза.
Как достали?
Как страны НАТО заполучили советский Т-72Б история умалчивает. Продали танк из России, Украины или Белоруссии достоверно не известно. Однако, есть сведения о том, США купили несколько таких машин, из которых сохранилась всего одна.
По имеющимся сведениям, это был Т-72Б образца 1987 года без динамической защиты. Машину испытали на прочность, обстреляли из неё М1 «Абрамс» и даже проверили её ходовые качества.
Чем Т-72Б удивили страны НАТО?
Во-первых, разница между Т-72М из ГДР и прочих стран восточной Европы очень сильно отличались от тех, которые купили в одной из бывших советских республик. Корпус внешне почти не отличался, как и его материалы, но изменение пропорции сделало Т-72Б более крепким, чем его экспортный вариант на основе Т-72А. Так же, экспортные Т-72 не имели композитной брони, кроме версии М1, но даже она не могла похвастать теми же параметрами защиты.
Удивил и тот факт. Что в СССР использовали наполнитель, похожий на принятый в НАТО, при том, что разница между похожими на первый взгляд конструкциями была заметна не вооружённым глазом. Внутри башни Т-72Б использовали так называемые отражающие элементы – полный аналог брони NERA . Однако западный вариант был ощутимо тоньше, а в ранних версиях не обладал тыльными листами стали или композита. Отражающие листы были толще, изначально имели подложку и лучше сопротивлялись кинетике при не уступающих параметрах от кумулятивных зарядов. Плюсом ко всему этому, сложная форма, не редко индивидуальная для каждого листа, так как броня Т-72Б не сварная, а литая.
Не менее интересным было вооружение. Как отмечается в публичном журнале, изданном в 2001-2002 году, Т-72 практически любой версии мог поразить М1 «Абрамс» в лоб и для этого отнюдь не обязательно пробивать лоб башни или корпуса. Секрет крылся в осколочно-фугасных снарядах. Один такой боеприпас мог вызвать сбои в системах управления, сорвать гусеницу, деформировать внешние слои брони, контузить водителя и повредить орудие, сделав танк, по сути, не боеспособным. В то же время, «Абрамс» не мог пробить Т-72Б в лоб на реальных дистанциях боя снарядами с вольфрамовым сердечником.
Свою долю любопытства добавили канадцы. Им сильно понравились советские шлемофоны. В условиях тесного боевого пространства они играли роль защиты головы, а встроенные ларингофоны давали высочайшую точность звука по тем временам. При этом, экипаж почти не слышал звуки внутри боевой машины. Кроме того, шлемофон мог быть отличным головным убором в зимнее время, защищая голову и уши от холода.
Кроме того, канадские испытатели сильно удивились, когда им удалось запустить один из Т-72, стоящий под открытым небом около года. Хватило всего одного часа на базовое обслуживание и заправку, после чего, танк завёлся и был в полной боевой готовности. Имеющиеся у Канады Leopard 1 и Leopard 2A 4 так не то что не могли, а ещё и нуждались бы в капитальном ремонте.
Один из канадских офицеров лестно отозвался о подвеске Т-72. Не смотря на такую себе плавность хода в сравнении с немецкими ОБТ, на стороне советского была надёжность. Катки не деформировались даже на высоких скоростях на пересечённой местности. А это в реальных боевых условиях если не самый важный, то один из важнейших параметров, влияющих на срок активной боевой службы.