Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Лучшая советская подлодка

Подводные лодки проекта 971, известные как «Щука-Б», стали одной из жемчужин флота советских подлодок. Эти представители третьего поколения несут службу до сих пор, в модернизированном варианте. Конечно, как и у каждого технического средства, сделанного человеком, не обходится без происшествий. Самое громкое из них произошло 8 ноября 2008 года, и многие видели об этом в новостях.
В тот

Подводные лодки проекта 971, известные как «Щука-Б», стали одной из жемчужин флота советских подлодок. Эти представители третьего поколения несут службу до сих пор, в модернизированном варианте. Конечно, как и у каждого технического средства, сделанного человеком, не обходится без происшествий. Самое громкое из них произошло 8 ноября 2008 года, и многие видели об этом в новостях.

В тот злополучный день АПЛ К-152 «Нерпа» вышла из заводского дока и направилась в залив Петра Великого, что находится в Японском море недалеко от Владивостока. На лодке проводились ходовые испытания под водой, и по этой причине на ней находилось много гражданских специалистов. Они должны были следить за исправностью работы систем, и в принципе смотреть, как работает их детище. Все шло в нормальном режиме, подлодка шла на глубине. В половину девятого по местному времени на лодке происходит нештатное срабатывание системы пожаротушения «ЛОХ» (лодочная объемная химическая), и в отсеки начинает поступать противопожарная газовая смесь. Достоверно неизвестны точные действия экипажа в этот момент. По словам свидетелей, сирена оповещения сработала невовремя. В результате этого люди, находившиеся в жилом отсеке, оказались застигнуты врасплох. Надеть индивидуальные дыхательные аппараты успели не все, и 20 человек в итоге больше никогда не увидели поверхность. Что же на самом деле произошло в водах Тихого океана?

Сначала рассмотрим систему пожаротушения. «ЛОХ» представляет из себя установку подачи газа и хладагента, в каждом отсеке есть своя отдельная установка с независимым питанием. В целях резервирования и дублирования системы, каждая установка может подавать содержимое и в смежный отсек. Сама смесь состоит из тетрафтордибромэтана, довольно распространенного отечественного фреона, относительно безопасного и инертного. Но, как показал химический анализ, «ЛОХ» на К-152 был более чем на половину заряжен куда более опасным соединением тетрахлорэтиленом, который по сути является органическим растворителем. Температура кипения тетрахлорэтилена гораздо выше, чем у фреонов, и из установок он шел в жидком виде, оседая на людях и вызывая химические ожоги. Те, кто не успели надеть средства индивидуальной защиты, оказались обречены – тетрахлорэтилен просто сжег им слизистую и вызвал сильную общую интоксикацию.

«Виновных» нашли тут же. Старшина второй статьи Дмитрий Гробов был обвинен в том, что он игрался с пультом общекорабельных систем, через который инициируется активация системы пожаротушения. Вторым обвиняемым пошел сам командир АПЛ капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев. Лаврентьева обвинили в халатности и в недостаточном контроле за экипажем. Долгие судебные тяжбы в итоге привели к тому, что оба были полностью оправданы по всем статьям.

А вот виновных в закачке опасной смеси так и не нашли. Сунулись было к поставщику, у которого завод закупил партию – так те показали технические паспорта смеси, по ним она соответствовала всем ГОСТам. Завод подтвердил эти показания – предварительный анализ действительно выявил концентрацию фреона, которую посчитали достаточной. Концы, как обычно, в воду.

Сама АПЛ предназначалась для отправки в лизинг ВМС Индии. По итогу, индусы все-таки арендовали ее, и сейчас она продолжает нести службу в рядах ВМС Индии.

Автор - Тарас Артемов

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2