В конце 2020 года произошло значимое и долгожданное событие для российской авиации. Самолет МС-21 совершил первый полет на двигателях ПД-14. Последние созданы с нуля российскими конструкторами, на данный момент налаживается их серийное производство.
Отечественная разработка
Создание ПД-14 — очень важный этап для авиации. Это результат десятилетней работы большого количества людей. Двигатель ПД-14 создан из комплектующих отечественных производителей, что делает Россию независимой от иностранных поставок и дает повод гордиться нашей авиацией. Теперь страна может вести собственные разработки, заниматься расширением и развитием линейки гражданских самолетов для внутреннего использования, а также наладить выпуск лайнеров на экспорт.
Первый полет гражданского авиалайнера МС-21-310 продолжался 85 минут. За это время прошло тестирование силовой установки в разных режимах. Проверена устойчивость и управляемость самолета, а также функционирование всех систем.
Пилотирование машины осуществляли опытные летчики-испытатели и инженер-испытатель. По словам команды, во время испытательного полета машина показала себя с лучшей стороны и задание выполнено в полной мере.
Российская IT-индустрия также интенсивно развивается. Доказательство тому — новый проект SFERA, который ведет активную работу над одноименной платформой. Общаться открыто и анонимно, проводить массовые опросы, знакомиться и многое другое пользователи смогут в одном приложении уже в 2021 году. Переходите по ссылкам в шапке профиля, чтобы узнать подробности.
Отличия ПД-14
По официальным данным Пермского моторного завода, экономическая выгода при эксплуатации ПД-14 обеспечивается за счет следующих особенностей:
- пониженные температуры при выходе из камеры сгорания позволяют снизить стоимость обслуживания, уменьшить вероятность рисков при достижении заявленных параметров долговечности и надежности ПД-14;
- поскольку ПД-14 имеет уменьшенный диаметр вентилятора, он весит меньше и имеет пониженное лобовое сопротивление мотогондолы;
- благодаря оптимальным параметрам внутреннего контура (газогенератора) удалось разрешить проблему с большими отборами воздуха из компрессора и уменьшить установочные потери тяги;
- использование меньшей степени двухконтурности позволило достичь высокой расчетной степени сжатия вентилятора. За счет этого отпала необходимость использовать регулируемое сопло наружного контура. Это как раз приводит к увеличению массы и сопротивления двигателя.
Таких показателей удалось достичь благодаря безредукторной схеме двигателя ПД-14.
Старт работ по ПД-8 и ПД-35
Двигатель ПД-14 стал основой для создания авиационного двигателя ПД-8. Его намереваются сделать более компактным с тягой 8 тонн. Такими двигателями планируют заменить SaM-146 и Д-436.
В 2021 году будут проведены испытания газогенератора для данной серии, и в 2022 году ожидается полностью готовая версия. Разработчики планируют начать производство ПД-8 до 2024 года.
Сроки на реализацию ПД-8 намного меньше, чем у ПД-14. Как поясняет заместитель министра промышленности Олег Бочаров, это связано с тем, что ПД-8 будут создаваться с помощью уже имеющихся технологий. Поэтому необходимо доработать только «горячую» часть.
В этом же году начнутся испытания элементов двигателя ПД-35. По словам экспертов, работа над ним, по сравнению с предыдущими двигателями, наиболее трудоемкая. Вентилятор для него производится из композитных материалов. Однако он уязвим к внешним воздействиям. Например, при попадании мусора с аэродрома или птиц. При таких обстоятельствах композит может разрушиться. Последствия — остановка двигателя или даже пожар.
Но разработчики ПД-35 заверили, что нашли способ защитить лопасти вентилятора от подобных опасностей. Летные испытания уже готового ПД-35 планируются на 2025 год, а в будущем двигатель установят на российско-китайский самолет CR929.
Российские турбореактивные двигатели разработаны на основе единообразного газогенератора и предназначены для ближне- и среднемагистральных самолетов. Особенностью таких двигателей является использование газогенератора компактного размера.
Перспективы
Эксперты прогнозируют, что объем рынка узкофюзеляжных самолетов, в числе которых и МС-21, к 2038 году составит приблизительно 20,5 тысяч единиц. Ведь такие лайнеры востребованы во всем мире. Создатели отечественного самолета МС-21 рассчитывают на 10% рынка в этом сегменте.
Российские компании уже оформили 175 заказов на МС-21 и внесли предоплату. В первую очередь лайнеры поступят в компанию «Россия» ПАО «Аэрофлот» в четвертом квартале нынешнего года. Корпорация «Иркут» планирует выпускать до 72 машин ежегодно.
Так что российская авиация, можно сказать, возрождается и начинает перспективное развитие. Поставки отечественных разработок за рубеж обеспечат отрасли и стране в целом стабильность и независимость от любых манипуляций (санкций) со стороны недоброжелателей.
Рекомендуем к прочтению: