Найти тему

Что может натворить водород на подводной лодке

47K прочитали

В августе 1949 года подводные лодки USS Cochino и USS Tusk были посланы в Баренцево море немного пошпионить - не взрывают ли где-нибудь в тех краях русские свои атомные бомбы? На снимке "Кочино" покидает британский Портсмут, отправляясь в свой последний вояж:

В августе 1949 года  подводные лодки  USS  Cochino  и USS  Tusk были посланы в Баренцево море немного пошпионить - не взрывают ли где-нибудь в тех краях русские свои атомные бомбы?

У берегов Норвегии лодки попали в сильный шторм, в результате которого внутрь прочного корпуса "Кочино" начала поступать забортная вода. Аккумуляторные батареи стали выделять как водород, так и хлор. Последовал взрыв и пожар. Команда 14 часов боролась за жизнь корабля, но последовал повторный взрыв и люди были вынуждены покинуть обречённую лодку. "Таск" принял их к себе на борт, что было непростым делом в условиях шторма. В результате погиб один гражданский специалист с "Кочино" и шесть моряков-спасателей с "Таска". Оставленная командой лодка пошла ко дну на глубине 250 метров. "Кочино" - одна из всего 4-х американских подводных лодок, погибших после Второй мировой войны, включая "Скорпион", "Трешер" и "Стиклбэк".

Сколько же напастей подкарауливают подводников, и среди них есть и такая. Известно, что при зарядке аккумуляторов из электролита выделяется водород, в определённой пропорции смешавшись с кислородом, он образует гремучий газ. Взрывоопасна смесь водорода с воздухом в соотношении от 4 до 73,5% по водороду. Малейшая искра, не говоря уж об открытом пламени, приводит к воспламенению. Или просто нагрев смеси примерно до 510 градусов при обычном атмосферном давлении.

Тут может быть два варианта процесса. Дефлаграция, когда распространение зоны горения происходит с дозвуковой скоростью и помимо огня сопровождается просто громким хлопком. Другое дело - детонация. В этом случае зона химических реакций, выделяющих тепло и связанная с ней ударная волна распространяются со сверхзвуковой скоростью, что является полноценным взрывом. Последствия всего этого в замкнутых объёмах прочного корпуса почти всегда приводят к тяжёлым авариям и человеческим жертвам.

Есть у водорода и другое гадкое свойство. В смеси с хлором он может взрываться просто от воздействия света. А хлор массово выделяется из аккумуляторных батарей при их заливании морской водой.

От зарядки батарей на дизель-электрических подводных лодках никуда не деться. Первым делом при этом должна быть обеспечена полноценная вентиляция аккумуляторных ям. Другим техническим средством борьбы с водородом являются приборы беспламенного (каталитического) дожигания водорода. Ну и конечно, строжайшие меры по недопущению открытого огня или искрения в районе аккумуляторов.

И тем не менее, трагические случаи повторялись с удручающей регулярностью.

В 1964 году пострадала польская дизель-электрическая подводная лодка "Sęp" (Гриф). Из-за недостаточной вентиляции во время зарядки аккумуляторов, а также из-за ошибки электрика, подавшего слишком высокое напряжение, началось накопление водорода в аккумуляторной яме. Произошёл взрыв, в отсеке возник пожар. Взрывом повредило переборки соседних отсеков, в результате чего моряки, находившиеся в аккумуляторной яме, оказались изолированы и погибли. После годичного ремонта лодка вернулась в строй.

1965 год, советская ПЛ М-258 Балтийского флота. Взрыв аккумуляторной батареи в трюме шестого отсека. Переборочным люком убило 4 моряков в седьмом отсеке. Пожар был потушен, лодка отбуксирована на базу

1971. HMS Alliance, Великобритания. Дизель-электрическая лодка заряжала аккумуляторы в Портсмуте. Взрыв водорода убил одного и серьёзно ранил 14 человек.

USS Bonefish, 1988 год. Участвовала в совместных учениях с фрегатом USS Carr, когда в аккумуляторных отсеках подводной лодки вспыхнул пожар. Первоначальные попытки локализовать пожар, в результате которого температура в аккумуляторной яме достигла 650 градусов, а на палубе у матросов плавились подошвы на обуви, оказались безрезультатными. Экипажу было приказано покинуть корабль.

В августе 1949 года  подводные лодки  USS  Cochino  и USS  Tusk были посланы в Баренцево море немного пошпионить - не взрывают ли где-нибудь в тех краях русские свои атомные бомбы?-2

Трое членов экипажа погибли, остальная часть команды получила незначительные травмы. Bonefish был отбуксирован в Чарльстон спасательным судном USS Hoist, где были оценены повреждения корабля. Было принято решение избежать затрат на ремонт и утилизацию подлодки. Bonefish был исключен из военно-морского флота и продан на металлолом в августе 1989 года.

Несколько примеров механизма возникновения таких случаев. 30 августа 1975 года черноморская С-175 после зарядки батарей дала ход и вскоре произошёл взрыв водорода под крышками 9 аккумуляторов носовой группы. Оказалось, что перед зарядкой производилась доливка дистиллята. Командир отделения электриков снял с крепления маховик подъёмного устройства, да так и оставил его незакреплённым. От вибрации маховик сдвинулся в крайнее положение и замкнул элемент на корпус. Искры, и далее всё как по нотам. Обошлось без жертв и пожара.

22 апреля 1983 года С-348 шла под РДП. АБ вентилировалась в штатном режиме. Через два часа рвануло в аккумуляторной яме 4-го отсека. Разворотило деревянную переборку кают-компании мичманов, палубу вспучило на несколько сантиметров. Пожар, к счастью, не возник. После возвращения в базу определили, что повреждены 105 аккумуляторов. Причиной стало то, что изношенный механизм захлопки на трубопроводе вентиляции самопроизвольно закрылся, удаления водорода не происходило.

Об уроненных на батарею ключах или другом металличесом инструменте можно ещё много чего рассказать, но и так понятно - мелочей на подводном флоте не бывает.

А ведь были лодки, вообще представлявшие собой потенциальные зажигалки. Вот статья о них:

Подводные лодки, которые называли "зажигалками"

Ну и на схожие темы:

Об очередном пожаре под водой

Как горят военные корабли

Пожар среди океана - это просто

......................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь