Найти тему

Почему 100 лет назад покупать квартиру в Петербурге казалось странным

Оглавление

О съемной жилплощади, «постоянных квартирах» и первом доме, в котором продавали жилье еще до начала строительства.

Разводные мосты и белые ночи. Эрмитаж и крейсер «Аврора». Петр I, Пушкин и Достоевский. Революция и блокада. Вот то, что слышал о Питере каждый. Но далеко не каждый знает, где кидались поленьями в полицейских загнанные пролетарии, в каком доме было ателье пройдохи-портного и где ликвидировали банду налетчика Белки. А вот петербургские краеведы Эля Новопашенная и Алексей Шишкин знают и это, и многое другое. В своей книге «За фасадом» они собрали 25 нетривиальных рассказов о городе, его известных и позабытых героях.

Делимся историей о доме 106 на Большом проспекте Петроградской стороны. Именно здесь в 1911 году впервые начали продавать квартиры до начала строительства самого дома.

Дома «постоянных квартир»

Подавляющее большинство петербуржцев сто лет назад проживало на съемной жилплощади. Ежемесячные взносы съедали около половины зарплаты, а отношения с домовладельцем регулировались особым договором — «Условием», хранящимся в домовой конторе. Особняки, в которых ты сам себе хозяин, были доступны лишь избранной публике, а собственники доходных домов и их управляющие на фоне быстрого роста городского населения и числа арендаторов взвинчивали цены и нередко пренебрегали содержанием зданий.

Справиться с «произволом домовладельцев» был призван новый формат жилья — «дома постоянных квартир». В них жилье можно было не снять, а купить. Первые такие дома были построены в районе Автово на Счастливой улице и на Петроградской стороне. Основными идеологами таких проектов были архитекторы и строительные подрядчики, в частности, гражданский инженер Алексей Иванович Зазерский и биолог-систематик, приват-доцент Петербургского университета Александр Генкель.

Строительное товарищество и ипотека

В 1910 году Генкель с товарищами находят необычное объявление: двое архитекторов, Александр Дальберг и Константин Кохендерфер, ставят общественность в известность о готовности продать квартиры в еще не построенном доме на углу набережной реки Карповки и Большого проспекта. Первые участники нового товарищества постоянных квартир, получившего имя «Совладение», фактически платили за воздух: на момент первых продаж на участке была лишь яма под фундамент и строительный забор. Квадратная сажень площади (4,5 квадратного метра) стоила 370 рублей. Чтобы вступить в товарищество, нужно было уплатить первоначальный взнос — четверть общей стоимости квартиры. Остальная сумма погашалась в рассрочку под 7% годовых.

Дом на Большом, 106 достраивался Дальбергом и Кохендерфером частично на средства от первоначальных взносов, частично — на кредитные деньги Городского Кредитного Общества, в котором был заложен еще возводимый дом и земля под ним. Товарищество «Совладение» было зарегистрировано в 1911 году, а достройка дома была закончена в 1912-м.

Короткое счастье

В дом заселились архитекторы, врачи и другие люди, которым квартира была по карману. Но счастье длилось недолго: в августе 1918 года у «совладельцев» отобрали их недвижимость, как и у остальных «буржуев», владевших домами целиком.

Значительная часть жилищных кредитов оставалась невыплаченной, но банки предъявить претензии не могли: большевики прибрали их к рукам на полгода раньше. В доме на Большом, 106 разместились обыкновенные коммуналки, многие из них не расселены и сейчас.

Что посмотреть у легендарного дома на Большом проспекте Петроградской стороны сегодня

  • В самом доме обязательно загляните в парадную со стороны Большого проспекта. В ней сохранилась финская изразцовая печь с дизайном в духе северного романтизма, а также оригинальные квартирные двери, стилизованные под ампир.
  • Со стороны Карповки войдите во двор и исследуйте все подворотни. С задов «Согласия» можно рассмотреть редкую деталь на брандмауэре соседнего дома — фигурные стеклоблоки фальконье, напоминающие стеклянные соты. А еще тут можно обнаружить крохотный световой дворик-колодец, в который выходят окна черной и одной из парадных лестниц. Наглядное пособие по тому, как в начале прошлого века решался вопрос инсоляции.
  • Перейдите проспект и загляните в гастробар «Музыка кофе» на Большом, 81. В глубине кафе скрывается отличный антикварный книжный магазин. В нем можно по вменяемой цене приобрести книги по искусству, старинные путеводители и даже петербургские газеты 110-летней давности. Букинист пережил уже не одно и не два заведения общепита в первом зале, а сам ухитряется почти не меняться.

В каком доме орудовал питерский Джек-потрошитель. Как найти «Поповский дом» с башенками из фильма «Брат». Где вручную печатали «Путешествия из Петербурга в Москву» и где располагалась местная анархистская усадьба. Эти и другие будоражащие воображение историй о Питере вы найдете в книге «За фасадом: 25 писем о Петербурге и его жителях» .