Найти тему

Жемчуг в портрете — символ слез

Александра Струйская, изображённая Фёдором Рокотовым на портрете, была замужем за очень странным человеком: он был садист и графоман...

Бездарный поэт, который писал стихи и навязывал их окружающим. Он издавал свои стихи на веленевой — очень дорогой бумаге. А когда к нему кто-нибудь приходил в гости, он сажал несчастного на диван в своем кабинете, читал свои стихи да еще и щипал его. Сам любил наказывать своих дворовых — слуг. Так что едва ли его жена была счастливым человеком. Рокотов написал их парный портрет, и образ этой женщины — самый прекрасный среди его удивительных дам. Вот посмотрите, какая жемчужина в форме слезы украшает ее наряд. А ведь издревле — со времен иконописных и даже еще ранее — жемчуг был символом слез. Так вот мне довелось услышать однажды удивительный радиоспектакль, в котором сюжет был основан на истории любви Федора Рокотова к Струйской.

Но радиоспектакль — художественное произведение, а не научное изыскание, автор не был связан необходимостью строго придерживаться фактов. Хотя нередко именно художественный образ дает нам достоверные знания. Даже более достоверные, чем научные, потому что наука может ошибаться.

Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772. ГТГ. Москва
Ф.С. Рокотов. Портрет А.П. Струйской. 1772. ГТГ. Москва

И этой героине, точнее, этому портрету посвящали замечательные стихи:

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.

Николай Заболоцкий. Портрет. 1953.