Вопросы, касающиеся современного школьного образования в России, стоят сейчас особенно остро. Николай Николаев в новом выпуске программы на Youtube-канале «Nikolaev podcast» побеседовал с экспертом в этой области, Людмилой Аполлоновной Ясюковой. Людмила Аполлоновна – кандидат психологических наук, автор технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, автор многочисленных книг, публикаций и статей.
Пожалуй, активнее всего сейчас обсуждается тема дистантного образования. Действительно ли его последствия настолько негативны, как считают многие, и чего можно ожидать в будущем от образования, построенного таким образом?
«Как только мы перестали изучать науки, так пошел кризис в образовании»
По мнению Людмилы Аполлоновны, дистантное образование вскрыло и еще больше обозначило проблемы образования вообще. Пока дети ходили в школу, родители не видели, с чем работают дети, скольких вещей они не понимают. Вскрывшийся дефект образования – дефект системный, говорит эксперт. Он связан с тем, что в 90-е годы мы отказались от академической парадигмы образования. «Как только мы перестали изучать науки, так пошел кризис в образовании». Дело в том, что знания усваиваются с помощью мышления, когда они даются последовательно, логично. Если последовательной логики в подаче информации нет, мы перестаем ее понимать и запоминать. Людмила Аполлоновна рассказывает, что мы живем в причинно-следственном мире, и в науках отражаются причинно-следственные связи. Наука строится по понятийному принципу , и в любой науке формируется «пирамида понятий». Когда мы занимаемся изучением наук, то мышление усваивает сам принцип организации знаний, логическую цепочку, которую потом легко можно реконструировать в любых задачах.
«Работа с экраном в лекционном варианте не имеет права существовать»
Что касается самой формы подачи материала, то она, по мнению психолога, гораздо менее важна, чем качество преподавания. Если информация дается кусками, что вживую, что с экрана, то это одинаково плохо.
Конечно, есть специфика восприятия с экрана и специфика работы вживую. Преподаватель в классе постоянно двигается, это снимает нагрузку на зрение учеников. Но, самое главное, учитель может видеть реакцию класса и понимать, насколько понят материал. Вовремя вернуться, чтобы устранить этот разрыв в последовательном восприятии информации. Поэтому «работа с экраном в лекционном варианте не имеет права существовать». Она должна быть дискуссионной, с предварительной самостоятельной подготовкой. Да, онлайн можно работать, но «тогда надо правильно выстраивать технологию экранной работы».
Сторонники дистантного образования говорят, что еще никогда прежде образование не было столько доступно, как сейчас, во времена расцвета цифровых технологий. Людмила Аполлоновна согласна с тем, что в этом есть здравый смысл. Но, опять же, в том случае, если работа построена правильно, подчеркивает она. Ученик должен активно думать, готовиться, составлять планы, отвечать на вопросы, а уже затем обсуждать это с преподавателем. «Если он будет просто слушать лекции, то все это бессмысленно»
«Должны быть программы, которых у нас пока нет»
В связи с дистантным образованием выявляется еще одна проблема. Доступны ли технологии, которые могут обеспечить качество подобного образования? У эксперта ответ отрицательный. Людмила Аполлоновна считает: «то, что называется «Московской электронной школой», «Российской электронной школой», это просто «информационная свалка». «Там нет никакой логики подачи, там сложно ориентироваться учителям, нет программы, как подавать информацию». То есть метод « с экрана» есть, а содержание, метод подачи нужно еще отрабатывать.
Полную версию беседы с Людмилой Аполлоновной Ясюковой можно посмотреть на YouTube-канале Nikolaev.Podcast