Найти в Дзене
Попутного Ветра!

За что героическую батарею капитана Зубкова прозвали "Новороссийским регулировщиком"

Оглавление

Батарея №394 капитана А.Э. Зубкова - это мемориальный памятник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

На входе установлены 130-мм орудия.

Их привезли сюда намного позже окончания войны, а оперировала батарея в те годы максимум стомиллиметровками.

Длина экскурсионного маршрута по музею составляет 1,1 км.

Путь прочерчен на карте белым цветом.

Возле каждого музейного экспоната стоит информационная табличка, на тропинках есть указатели с направлением движения.

-2

Из истории:

Строительство этой батареи началось 15 июля 1941 года в 300 м к северу от мыса Пенай на небольшой возвышенности. Место для строительства было выбрано военными специалистами не случайно - с высоты мыса Пенай Цемесская (Новороссийская) бухта просматривается как на ладони.

В конце августа 1941 года была выполнена первая пробная учебная стрельба, и с этого момента 394-я стационарная батарея Новороссийской военно-морской базы вошла в строй.

Командиром батареи был назначен ст. лейтенант, впоследствии капитан, Андрей Эммануилович Зубков.

Итак, 22 августа 1942 года в 16 часов 35 минут батарея вступила в свой первый бой, открыв огонь на дальних подступах к Новороссийску, через горный перевал, по вражеской мотомеханизированной колонне, двигавшейся от станицы Неберджаевской к морю. Бой был напряженным, но успешным.

Колонна была рассеяна, уничтожено несколько автомашин.

Вскоре начались бои за сам Новороссийск.

Уже через 2-3 дня после первой стрельбы по Неберджаю немецкая дальнобойная артиллерия с помощью самолета-корректировщика нащупала позицию батареи и начала систематические обстрелы, сменяемые бомбардировками с воздуха и штурмовыми действиями истребителей.

День ото дня бомбежки и обстрелы усиливались, а в некоторые дни были особо жестокими.

Так, в апреле 1943 года, в период отражения немецкой операции "Нептун", ставившей своей целью уничтожение плацдарма советских войск на Малой земле, на батарею был обрушен авиационно-артиллерийский удар колоссальной силы.

В течение недели с 17 по 24 апреля немецкая авиация непрерывно бомбила позицию батареи, совершая ежедневно по 17 и более налетов, а 19 апреля - 39 налетов, в каждом из которых участвовало по 10-12 самолетов в группе, а всего только за этот день отбомбилось около 400 "Ю-88" и "Хе-111".

Заранее прошу прощения у читателя, но возможно я неправильно совместил фотографии и текст с описанием орудия. Я в них запутался, сейчас уже не смогу восстановить которое орудие было под каким порядковым номером.

Орудие № 1.

Командиры: сержант П.A. Репин, младший сержант С.А. Бабильченко.

Орудие поручило два прямых попадания артснарядов крупного калибра и множество осколочных. Дважды менялись ствол и броневой щит.

-3
-4

Орудие № 2.

Командир - сержант Н.А. Кирин.

Основное орудие батареи - ее топографический центр.

В ходе боев отмечались множественные попадания авиабомб и артснарядов. Орудие неоднократно выводилось из строя, дважды менялся ствол, трижды - броневой щит.

-5

Орудие № 3.

Командиры: сержант И.А. Филипенко и старший матрос Л.П. Гогов.

Орудие в ходе боев получило множественные попадания снарядов и авиабомб, многократно выводилось из строя.

В октябре 1942 с. произошел редкий случай: вражеский снаряд попал в ствол орудия через дульный срез. Взрывом оторвало половину ствола.

В апреле 1943 г. поражено прямым попаданием авиабомбы калибром 1000 кг, сброшенной с пикирующего бомбардировщика Ju-88.

Трижды менялся ствол и броневой щит.

-6

Судя по количеству звезд на стволе, из этого орудия было подбито 12 кораблей.

Орудие № 4. (на фото 100% не оно).

Командиры: сержант И.Е. Зинченко и старший матрос М.Н. Тосов.

Орудие много раз выводилось из строя, дважды менялся ствол, трижды броневой щит. Командир орудия Зинченко погиб, похоронен на батарейном кладбище.

-7

Между тем, личному составу батареи приходилось кроме ведения огня, одновременно заниматься исправлением многочисленных повреждений на механизмах, разбрасывать и тушить горевший боезапас, расчищать завалы, подносить к пушкам снаряды, исправлять телефонную линию.

Ночью же надо было управиться с эвакуацией раненых, восстановить нарушенную маскировку, произвести ремонтные работы, а при необходимости сменить изношенные или поврежденные стволы, броневые щиты и выполнить другие трудоемкие работы. Ночью же готовилась пища.

Все землянки и блиндажи, где размещались люди, сверху заваливались толстым слоем камня, который в значительной степени предохранял от сквозного проникновения снарядов и мелких авиабомб.

О днях войны напоминают полузаваленные окопы:

-8

Служебные помещения:

-9

Все, что осталось от бытовых помещений (их не восстанавливали):

-10

Надо сказать, что недаром Зубкова прозвали "Новороссийским регулировщиком". Точность работы артиллеристов была таковой, что позволяла уничтожать автотранспорт на улицах Новороссийска, отсюда и прозвище.

Это дальномерный пост:

-11

Командир - сержант И.Т. Колесников.

Использовался оптический прибор 6-метровой базы ДМб, который служил для измерения расстояния до морских целей.

В ходе боевых действий батарея провела 691 стрельбу, израсходовав около 12 тысяч снарядов.

-12

16 сентября 1943 года батарея произвела последний боевой выстрел по уходящему из Новороссийска противнику.

В это время был получен приказ о награждении артиллеристов военно-морской базы. Среди них - почти половина личного состава батареи Зубкова.

А сам Зубков был награжден орденом Красного Знамени.

Кроме этого ордена за свои боевые подвиги Андрей Эммануилович был награжден орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды.

После войны Зубков окончил Ленинградскую военно-морскую академию.

В 1961 году он ушел в отставку в звании полковника.

-13

Сейчас здесь тихо.

Шума от автострады почти не слышно.

Зато цикады орут так, что уши закладывает.

И всё.

С лавочек, стоящих среди можжевельника, открываются чудесные виды на синее море Цемесской бухты с высоты горного склона:

-14

Спасибо героям за мир!

Также в музей привезли зенитную пушку образца 1939 года калибром 85-мм:

-15

Авиадвигатели советских самолетов, поднятые со дна Геленджикской бухты:

-16

Парогазовые торпеды образца 1936 года и морская якорная мина:

-17

Они широко применялись в боях за Новороссийск в 1942-1943г.г.

Это очень интересный памятник-мемориал.

И, кстати, весьма неплох в плане содержания.

Рекомендую посетить!

Всем Попутного Ветра!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал о путешествиях!

Впереди вас ждет много чего увлекательного!