Сегодня так называемые народные методы проверки мёда работают не всегда. Но человеку важно понимать, что он купил. Ведь только натуральный продукт несёт в себе целебные свойства. Фальсифицированный мёд, в лучшем случае, может быть бесполезен. А в худшем... Ну да ладно, не будем о грустном.
И так, чтобы проверить мёд, сначала нужно определиться что же он такое вообще из себя представляет. Тогда станет понятен механизм, которым пользуются фальсификаторы.
Готовы? - Тогда приступим.
Читатель должен знать, что выделенный железами растений сладкий сок и мёд — это совершенно разные вещи.
Пчела постоянно тратит много энергии. Одни четыре сотни взмахов крыла в секунду чего стоят! Всё это организм оплачивает «энергетической валютой»: аденозинтрифосфатом. Или сокращённо именуемой АТФ. А для выработки этого эфира клеткой требуются углеводы. И как вы понимаете, их пчела заимствует у растения.
Исходный продукт, выделяемый нектарниками, сразу пчеле не усвоить. Хотя бы потому, что сок ситовидных трубок (флоэмы) в большинстве содержит дисахарид - сахарозу. Но уже по пути домой в организме пчелы нектар начинает ферментироваться. Вырабатываемая парной молочковой железой фермент инвертаза превращает этот самый дисахарид в глюкозу и фруктозу. Потом ферментированный нектар передаётся ульевым пчёлам. И процесс многократно повторяется.
Всю технологию превращения нектара в мёд сегодня описывать не буду. Ибо последний, вопреки распространённому заблуждению, включает не только сахара. Но применительно к нашему вопросу упоминания сахарозы, думаю, вполне достаточно.
И так, что мы имеем в «сухом остатке»?
Во-первых, пчелиной семье необходимы углеводы.
Во-вторых, организм пчёл (кстати, как и наш) успешно превращает «белую смерть» в энергетическое топливо.
Думаю, что пытливый ум читателя уже сразу провёл параллель: «сахар — фальсифицированный мёд». И, к сожалению, это верно. Так как ещё при Союзе, на моих глазах некоторые недобросовестные пасечники просто ставили рядом с пасекой бочки с сиропом. Да зачастую ещё и предварительно проинвертированным.
Но ещё раз повторюсь. Подобных товарищей, к счастью, встречал не часто. Да и пчеловодами их назвать язык не поворачивается. Ибо работа с пчёлами — это тяжёлый труд, пот и сорванная спина. Оскорбить после всего этого дело жизни, в которое вкладываешь ещё и душу, лично для меня неприемлемо.
Но факт озвучен. И значит, требует рассмотрения.
Полностью переработанный пчёлами сахарный сироп опытный пчеловод, конечно, от натурального мёда отличит. А вот обыватель не всегда.
«Ну а как же запах?» - спросите вы. Отвечаю: бессовестные фальсификаторы сегодня эту проблему давно решили. Одни просто смешивают сахарный мёд с натуральным. А другие даже и этим не заморачиваются. Просто наберите в поисковике «ароматизатор мёда». Думаю, вопрос отпадёт сам собой.
Проверить такой мёд «народными» методами, к сожалению, автору не представляется возможным. Только в лаборатории! Физико-химическим и пыльцевым анализом. Так как непереваренных зёрен пыльцы в подобной смеси, естественно, точно будет мало. Но вот здесь появляется ещё один подводный камень.
Стоимость банки мёда кратно дешевле серьёзных анализов. Поедет какой-нибудь пенсионер на другой край города, чтобы заплатить ощутимую для него сумму? - Сомневаюсь. Да ещё такую лабораторию надо сначала найти.
И какой тогда выход? - Как ни банально он звучит, искать своего, нормального пасечника. А ещё лучше, самому поставить у себя на «фазенде» пару-тройку ульев. Кстати, как приятное дополнение к последнему: всего одна пчелиная семья опыляет целых два гектара садовых культур. Урожай плодовых деревьев и кустарников возрастает на глазах.
Так что порой дешевле не проверять мёд, а получать свой. А уж натуральный продукт, поверьте, действительно обладает чудодейственными свойствами. Но об этом уже поговорим в другой раз.