Имя и творчество Анны Ахматовой не нуждается в представлении. Эта женщина, этот поэт является одной из самых значимых фигур ХХ века русской поэзии. И сегодня в 55 годовщину смерти поэта мы поговорим о ее поэтическом мифе.
Миф рождается в сочетании художественно-творческого и биографического уровней. Ахматовский миф велик, рождённый в столкновении концепции «жизнетворчества», т. е. объединения уровней художественно-творческого и биографического, с разрушительной силой исторического события -резолюции.
Вообще «жизнетворчество» - явление типичное для Серебряного века русской культуры. И А. Блок, и В. Маяковский, и Н. Гумилёв созвали яркие мифы, стирающие границы между поэтом и лирическим героем. Но ахматовский миф единственный преодолел индивидуализм и стал историей всего народа. Это сделало миф поистине масштабным и сопоставимым с пушкинским мифом.
Анна Андреевна в буквальном смысле создавала свою биографию, как произведение искусства. Подобно гадкому утёнку из сказки Андерсена, мы наблюдаем метаморфозу из обычной гимназистки в к величавой Анне всея Руси.
Ахматовский миф правдив ровно настолько, насколько поэтизирован. Трудная трагическая судьба поэта не заставила опустить головы. Мы видим гордую царицу, пусть и в изодранном халате и стоптанных туфлях, но не это ее ни капли не унижает, потому что свободного человека невозможно унизить.
И никто лучше не скажет о тебе, чем ты сам. «Есть одна Ахматова, есть другая, а есть ещё и третья»- писала о себе Анна Андреевна. Но во всей своей многоликости она всегда оставалась собой.