Цикл статей «Прощание с Петербургом» продолжает Гатчина. Сюда мы хотели съездить давно, но все время выбирали что-то другое. И только перед самым отъездом из Петербурга наконец это сделали.
Мы доехали до Гатчины на электричке с Балтийского вокзала.
Выехали рано утром, еще в темноте. И получили бонус – потрясающий рассвет в Гатчине. Сам город выглядел уютно и сказочно. Начиная прямо со станции "Гатчина Варшавская".
Рассветный Приоратский парк по дороге к Гатчинскому дворцу был просто великолепен. Я очень люблю именно такой парк – с минимальным вмешательством человека. Как будто по лесу идешь. И только редкая лавочка скажет, что эта первозданность тщательно продумана.
Где-то неподалеку светилась елка, и настроение было совершенно зимне-новогодним.
Внизу показался Приоратский дворец, который Павел I построил как летнюю резиденцию приора Мальтийского ордена.
А пока мы идем по парку ко дворцу, давайте поговорим о происхождении названия Гатчина.
Версий несколько. Когда-то здесь было село Хотчино, названное то ли по сокращенной форме Хот одного из древнерусских имен (Хотчен, Хотимир, Хотен), то ли от древнефинского слова «хатша» - участок, где лес сожжен под пашню, то ли – самая романтичная версия – от капища славянской богини Хочены. А вот писатель Василий Рубан в угоду любителю всего прусского Павлу I придумал альтернативную версию – от немецкого выражения «Hat Schone» - «имеет красоту».
Примерно в середине XVII века глухая «Х» сменяется на звонкую «Г», а село Хотчино и созданная близ него помещичья усадьба превращаются в деревню Готчино и Готчинскую мызу. Вплоть до начала XX века старая форма названия среднего рода продолжает использоваться довольно часто, хотя официально уже с конца XVII века это место именуется Гатчиной.
Упомяну еще несколько названий, которые город поменял с 1923 по 1944 год – Троцк, Красногвардейск, Линдеманштадт (дано немецкими оккупационными войсками, не учитывалось в СССР). Но уже в 1944 году ему вернули историческое название – Гатчина.
К Гатчинскому дворцу мы подошли слишком рано, он еще не работал. Зато парк был открыт. Мы решили прогуляться сначала по нему. Этот парк совсем другой, благоустроенный, с мостиками, оранжереями, статуями (правда, зимой они укрыты).
По Белому озеру плавали уточки.
Редкие посетители фотографировались на мосту.
Чтобы выйти ко дворцу тем путем, каким мы вошли, нужно было возвращаться через парк, и мы пошли искать другой выход. Увидели калитку, но она была закрыта. К счастью, одной из сотрудниц дворца было с нами по пути, и она нас выпустила.
Возле дворца тоже стояла елка, но она мне совсем не понравилась. Огромные аляповатые игрушки совсем не вязались с изысканными строгими линиями Гатчинского дворца.
Дворец уже открылся, и мы пошли.
Экспозиция интерьеров Гатчинского дворца не так велика, как у его более успешных собратьев – Петергофа, Царского села, Ораниенбаума. Это потому что реставрировать его начали самым последним.
Первая комната кратко знакомит нас с историей дворца.
И здесь я тоже сделаю небольшой исторический экскурс.
История дворцово-паркового ансамбля в Гатчине начинается в 1765 году, когда Екатерина II пожаловала Гатчинскую мызу своему фавориту графу Григорию Орлову.
Для разработки проекта пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди.
Возведение дворца шло в течение пятнадцати лет и завершилось к 1781 году. Центральный трехэтажный корпус соединялся дугообразными крыльями со служебными одноэтажными флигелями, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы (каре). Пятигранные башни возвышались над основным объемом, стены были облицованы пудостским известняком.
В это же время шли работы по планировке прилегающей территории, на которой по проекту Чарльза Спарроу и Джона Буша был разбит парк «в аглицком вкусе», один из первых пейзажных парков России.
Впрочем, сам граф Орлов прожил во дворце совсем недолго, и после его смерти в 1783 году Екатерина передала Гатчину своему сыну, наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу. В истории дворца начался новый период.
Работы по реконструкции дворца доверили итальянскому архитектору Винченцо Бренне.
Боковые каре дворца надстроили до уровня полуциркульных галерей, а сами галереи закрыли стенами, и в них появились новые залы, в которых было «больше вкуса, нежели великолепия». В парке возвели павильоны, мосты и другие сооружения.
Став императором в 1796 году, Павел I издал указ: «Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем».
Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришелся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I . Работами руководил Роман Иванович Кузьмин, бывший в ту пору главным архитектором Министерства императорского двора.
Основные работы велись в каре, которые практически полностью перестроили. В них были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой этаж, так называемый антресольный. К боковым башням центрального корпуса был достроен еще один этаж.
Из всех императоров Гатчинский дворец больше всего любил Александр III .
Его называли «гатчинским затворником», потому что именно здесь он жил постоянно со своей семьей. Сейчас в Гатчине демонстрируются жилые помещения императорской семьи, и забегая вперед скажу, что они довольно скромные.
При Александре III во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено на калориферное.
После революции Гатчинский дворец, как и многие другие, стал музеем, и до Великой Отечественной войны оставался крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга. Его называли «пригородным Эрмитажем».
Пришло время подняться к залам и галереям Гатчинского дворца. Идем по великолепной лестнице под арочными сводами.
Переходим в один из самых пронзительных и тревожных залов дворца – Чесменскую галерею, другое название которой – Зал памяти Великой отечественной войны 1941-1945 годов.
В судьбе Гатчины война сыграла особую роль. Послевоенное музейное возрождение не затронуло Гатчинский дворец, начало его реставрации затянулось на многие десятилетия. Работы начались только в 1976 году, когда большинство других дворцов уже было восстановлено. Сегодня военные разрушения в Гатчине – это все еще реальность, и память о войне – не прошлое дворца, а его настоящее.
Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных залов дворца. Ее украшали эффектные лепные композиции из позолоченных трофеев, римских доспехов и оружия.
В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над камином увенчивал орел с золочёнными крыльями. Над закругленной частью зала были огражденные балюстрадой хоры для музыкантов и певчих.
Три больших картины на стенах изображали эпизоды Чесменского боя. По сюжетам этих полотен галерея и получила название «Чесменская».
В январе 1944 года Чесменская галерея была уничтожена пожаром. Сегодняшний зал – это ее призрак, воспоминание о былой красоте.
Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Э. П. Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон.
На этом я заканчиваю первую часть статьи, а у нас впереди – анфилада парадных помещений бельэтажа.
В статье использованы информационные материалы Гатчинского дворца.
🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃
Цикл статей "Прощание с Петербургом":
- Эрмитаж. Новые правила
- Гатчина. Часть первая. Происхождение названия, парк, история, Чесменская галерея
- Гатчина, часть 3. Жилые комнаты императорской семьи, подземный ход и снова парк