Найти тему
Aristologia

Гатчина. Часть первая. Происхождение названия, парк, история, Чесменская галерея

Цикл статей «Прощание с Петербургом» продолжает Гатчина. Сюда мы хотели съездить давно, но все время выбирали что-то другое. И только перед самым отъездом из Петербурга наконец это сделали.

Любимая Фуршатская рано утром
Любимая Фуршатская рано утром

Мы доехали до Гатчины на электричке с Балтийского вокзала.

Выехали рано утром, еще в темноте. И получили бонус – потрясающий рассвет в Гатчине. Сам город выглядел уютно и сказочно. Начиная прямо со станции "Гатчина Варшавская".

Рассветный Приоратский парк по дороге к Гатчинскому дворцу был просто великолепен. Я очень люблю именно такой парк – с минимальным вмешательством человека. Как будто по лесу идешь. И только редкая лавочка скажет, что эта первозданность тщательно продумана.

Где-то неподалеку светилась елка, и настроение было совершенно зимне-новогодним.

Внизу показался Приоратский дворец, который Павел I построил как летнюю резиденцию приора Мальтийского ордена.

А пока мы идем по парку ко дворцу, давайте поговорим о происхождении названия Гатчина.

Версий несколько. Когда-то здесь было село Хотчино, названное то ли по сокращенной форме Хот одного из древнерусских имен (Хотчен, Хотимир, Хотен), то ли от древнефинского слова «хатша» - участок, где лес сожжен под пашню, то ли – самая романтичная версия – от капища славянской богини Хочены. А вот писатель Василий Рубан в угоду любителю всего прусского Павлу I придумал альтернативную версию – от немецкого выражения «Hat Schone» - «имеет красоту».

Примерно в середине XVII века глухая «Х» сменяется на звонкую «Г», а село Хотчино и созданная близ него помещичья усадьба превращаются в деревню Готчино и Готчинскую мызу. Вплоть до начала XX века старая форма названия среднего рода продолжает использоваться довольно часто, хотя официально уже с конца XVII века это место именуется Гатчиной.

Упомяну еще несколько названий, которые город поменял с 1923 по 1944 год – Троцк, Красногвардейск, Линдеманштадт (дано немецкими оккупационными войсками, не учитывалось в СССР). Но уже в 1944 году ему вернули историческое название – Гатчина.

Гатчинский дворец на рассвете
Гатчинский дворец на рассвете

К Гатчинскому дворцу мы подошли слишком рано, он еще не работал. Зато парк был открыт. Мы решили прогуляться сначала по нему. Этот парк совсем другой, благоустроенный, с мостиками, оранжереями, статуями (правда, зимой они укрыты).

По Белому озеру плавали уточки.

Редкие посетители фотографировались на мосту.

Чтобы выйти ко дворцу тем путем, каким мы вошли, нужно было возвращаться через парк, и мы пошли искать другой выход. Увидели калитку, но она была закрыта. К счастью, одной из сотрудниц дворца было с нами по пути, и она нас выпустила.

Возле дворца тоже стояла елка, но она мне совсем не понравилась. Огромные аляповатые игрушки совсем не вязались с изысканными строгими линиями Гатчинского дворца.

Дворец уже открылся, и мы пошли.

Экспозиция интерьеров Гатчинского дворца не так велика, как у его более успешных собратьев – Петергофа, Царского села, Ораниенбаума. Это потому что реставрировать его начали самым последним.

Первая комната кратко знакомит нас с историей дворца.

И здесь я тоже сделаю небольшой исторический экскурс.

История дворцово-паркового ансамбля в Гатчине начинается в 1765 году, когда Екатерина II пожаловала Гатчинскую мызу своему фавориту графу Григорию Орлову.

Для разработки проекта пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди.

Антонио Ринальди. Барельеф работы Ф.И. Шубина
Антонио Ринальди. Барельеф работы Ф.И. Шубина

Возведение дворца шло в течение пятнадцати лет и завершилось к 1781 году. Центральный трехэтажный корпус соединялся дугообразными крыльями со служебными одноэтажными флигелями, квадратными в плане и имеющими внутренние дворы (каре). Пятигранные башни возвышались над основным объемом, стены были облицованы пудостским известняком.

Макет дворца в первоначальном виде
Макет дворца в первоначальном виде

В это же время шли работы по планировке прилегающей территории, на которой по проекту Чарльза Спарроу и Джона Буша был разбит парк «в аглицком вкусе», один из первых пейзажных парков России.

Современный парк
Современный парк

Впрочем, сам граф Орлов прожил во дворце совсем недолго, и после его смерти в 1783 году Екатерина передала Гатчину своему сыну, наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу. В истории дворца начался новый период.

Великий князь Павел Петрович
Великий князь Павел Петрович

Работы по реконструкции дворца доверили итальянскому архитектору Винченцо Бренне.

Винченцо Бренна
Винченцо Бренна

Боковые каре дворца надстроили до уровня полуциркульных галерей, а сами галереи закрыли стенами, и в них появились новые залы, в которых было «больше вкуса, нежели великолепия». В парке возвели павильоны, мосты и другие сооружения.

Парк становится все более благоустроенным
Парк становится все более благоустроенным

Став императором в 1796 году, Павел I издал указ: «Собственную нашу мызу Гатчину переименовать городом повелеваем».

Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришелся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I . Работами руководил Роман Иванович Кузьмин, бывший в ту пору главным архитектором Министерства императорского двора.

Роман Иванович Кузьмин
Роман Иванович Кузьмин

Основные работы велись в каре, которые практически полностью перестроили. В них были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой этаж, так называемый антресольный. К боковым башням центрального корпуса был достроен еще один этаж.

Макет дворца после реконструкции Р. И. Кузьмина
Макет дворца после реконструкции Р. И. Кузьмина

Из всех императоров Гатчинский дворец больше всего любил Александр III .

Александр III Александрович, император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский
Александр III Александрович, император Всероссийский, царь Польский и Великий князь Финляндский

Его называли «гатчинским затворником», потому что именно здесь он жил постоянно со своей семьей. Сейчас в Гатчине демонстрируются жилые помещения императорской семьи, и забегая вперед скажу, что они довольно скромные.

Спальня Александра III и Марии Федоровны
Спальня Александра III и Марии Федоровны

При Александре III во дворец были проведены электричество, телефон, заменены водопровод и канализация, печное отопление заменено на калориферное.

После революции Гатчинский дворец, как и многие другие, стал музеем, и до Великой Отечественной войны оставался крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга. Его называли «пригородным Эрмитажем».

Сдержанный и строгий
Сдержанный и строгий

Пришло время подняться к залам и галереям Гатчинского дворца. Идем по великолепной лестнице под арочными сводами.

Переходим в один из самых пронзительных и тревожных залов дворца – Чесменскую галерею, другое название которой – Зал памяти Великой отечественной войны 1941-1945 годов.

Чесменская галерея
Чесменская галерея

В судьбе Гатчины война сыграла особую роль. Послевоенное музейное возрождение не затронуло Гатчинский дворец, начало его реставрации затянулось на многие десятилетия. Работы начались только в 1976 году, когда большинство других дворцов уже было восстановлено. Сегодня военные разрушения в Гатчине – это все еще реальность, и память о войне – не прошлое дворца, а его настоящее.

Чесменская галерея была одним из самых пышных и торжественных залов дворца. Ее украшали эффектные лепные композиции из позолоченных трофеев, римских доспехов и оружия.

-29

В центральной нише располагался камин красного мрамора с бронзовыми фигурами. Раму зеркала над камином увенчивал орел с золочёнными крыльями. Над закругленной частью зала были огражденные балюстрадой хоры для музыкантов и певчих.

Три больших картины на стенах изображали эпизоды Чесменского боя. По сюжетам этих полотен галерея и получила название «Чесменская».

Примерно так выглядела Чесменская галерея
Примерно так выглядела Чесменская галерея

В январе 1944 года Чесменская галерея была уничтожена пожаром. Сегодняшний зал – это ее призрак, воспоминание о былой красоте.

Зияющая пустота стен со следами огня возвращает в прошлое. Пронзительным диссонансом на этом фоне выглядят воссозданные по акварели Э. П. Гау и дореволюционным фотографиям элементы интерьера: дверной портал, фрагмент стены с оконным проемом, балкон.

Справа - воссозданный фрагмент интерьера Чесменской галереи
Справа - воссозданный фрагмент интерьера Чесменской галереи

На этом я заканчиваю первую часть статьи, а у нас впереди – анфилада парадных помещений бельэтажа.

В статье использованы информационные материалы Гатчинского дворца.

🌸🌸 🌸Ваши лайки и подписка очень меня радуют 💃💃💃

Цикл статей "Прощание с Петербургом":

Рубрикатор канала