Найти в Дзене
Кинооператор рассказывает

45. "Слёзы святого Йоргена", или как спустя 40 лет нашлись видеозаписи и фотоснимки миссий "Аполлон".

Когда читаешь очередную душещипательную историю о том, как пропавшие материалы "Аполлона-11" вдруг через 40 или 50 лет внезапно нашлись, то вспоминаешь некоторые эпизоды из сатирической комедии 1930 года "Праздник святого Йоргена". Действие фильма происходит в одной европейской стране накануне церковного праздника святого Йоргена. Мошенники Шульц и Коркис, увидев, сколько денег на подаяниях оседает в карманах священнослужителей, задумывают кражу денег у служителей церкви. Шульц изготавливает дубликат ключа, впускает в церковь Коркиса и запирает дверь, но, попав на глаза полиции, вынужден притвориться инвалидом. Его подельнику, Коркису, ничего не остается делать, как изображать из себя "святого Йоргена".

"Святой Йорген" исцеляет "инвалида". Кадр из фильма "Праздник святого Йоргена".
"Святой Йорген" исцеляет "инвалида". Кадр из фильма "Праздник святого Йоргена".

Когда в фильме дело доходит до "слёз святого Йоргена", тут же напрашивается параллель с пропавшими и внезапно нашедшимися материалами миссий "Аполлон".

Давайте сравним, истории, описанные "работниками НАСА", и эпизод из фильма. На память сразу приходят три истории о пропавших материалах из миссий "Аполлон".

История первая повествует о том, как где-то в столе лежала жёлтая картонная коробка, и в течение 40  лет её никто не замечал (!). И только в 2017 году на неё обратили внимание. Оказалось, что там лежат… слайды из лунной миссии "Аполлон-15". Вот это находка!

И хотя эти изображения уже были опубликованы, но тем не менее, это оказалась ОРИГИНАЛЬНАЯ плёнка, настоящие кадры, сделанные астронавтами на Луне! ( They are, however original films from the customized Hasselblad EDC (Electronic Data Cameras) medium format cameras used on the lunar surface, and include numerous images of the astronauts, the Lunar Module— the "Falcon" (LM-10) , and Lunar Rover (LVR).

Жёлтая коробка со слайдами.
Жёлтая коробка со слайдами.

В коробке были как рулончики плёнки, так и слайды по-отдельности.

Найденные слайды.
Найденные слайды.

Владельцем этих слайдов оказался бывший инженер НАСА.

Он связался с профессиональным фотографом, и тот переснял эти слайды современным цифровым фотоаппаратом.

Пересъёмка слайдовой плёнки цифровым фотоаппаратом.
Пересъёмка слайдовой плёнки цифровым фотоаппаратом.

Первое, что удивило фотографа - то, что снимки были излишне синие. Объяснить этот факт никто толком не мог, но среди комментаторов статьи высказывались мнения, что это может быть как-то связано либо с выцветанием плёнок, либо с воздействием сильного ультрафиолета на Луне.

Вот, по сути дела, мы пересказали вам всю статью. Оригинал статьи.

Поскольку я 10 лет проработал начальником Цеха обработки пленки во ВГИКе, то мне сразу понятна причина, почему кадры стали излишне синими. Я вижу, что комментаторы, пытаясь найти ответ, бьются совсем не в те двери. Объясню настоящую причину.

Обратим ваше внимание на то, что при пересъёмке в кадр вошли перфорации. И сразу возникает вопрос: почему слайды все такие синие, а пространство за перфорациями совершенно чёрное? Если бы причиной искажения цвета было выцветание красителей, то красители выцветали бы по всей площади кадра.

К тому же всем, кто работает с кино-фотоматериалами, хорошо известно, что в первую очередь разрушается как раз голубой краситель. Из-за этого старые фотографии приобретают буро-коричневый цвет, но никак не синий цвет. Чёрного тона на старых цветных фотоснимках и кинофильмах вообще нет.

Старая выцветшая фотография приобретает бурый оттенок.
Старая выцветшая фотография приобретает бурый оттенок.

Правда сейчас, с помощью современных графических редакторов и программ, прилагаемых к сканерам, изображение можно почти полностью восстановить.

Фотография почти полностью восстановлена в изначальном цвете в Фотошопе.
Фотография почти полностью восстановлена в изначальном цвете в Фотошопе.

То, что слайды из миссии "Аполлон-15" получились синими, говорит о том, что ошибка произошла в лаборатории при цветокоррекции. Изображение, которое вы принимаете за слайд, (т.е. изображение, полученное якобы в одну стадию на обращаемой фтоплёнке), на самом деле является позитивом, отпечатанным с негатива на копировальном аппарате.

Как человек, который работал начальником цеха обработки киноплёнки в течение многих лет, и знающий все стадии получения негативно-позитивного изображения, открою вам секрет, почему изображения получились синими – это произошло на стадии цветоустановки.

В кинолаборатории работают специалисты разных профессий. В штате ЦОП ВГИК было 25 человек, там были химики, составители растворов, механики по обслуживанию техники, электронщики и электризёрщики. В штате обязательно есть проявщики – они следят за обработкой киноплёнки в проявочной машине.

Зал с двумя проявочными машинами (цех обработки плёнки ВГИК).
Зал с двумя проявочными машинами (цех обработки плёнки ВГИК).

Материал на проявку приходит из копировки. Копировщики заряжают на аппарат для печати рулоны негативной и позитивной икноплёнки, копируют изображение с негатива на позитив и передают на проявку экспонированные позитивы.

Копировщик около копировального аппарата (киностудия им.Горького).
Копировщик около копировального аппарата (киностудия им.Горького).

А негатив, с которого будет производиться печать, поступает к ним из цветоустановки.

Это очень интересная профессия – цветоустановщик. Он определяет, на каких световых условиях должен печататься негатив. Прежде чем передать негатив копировщику, цветоустановщик заполняет световой паспорт, где указывает номер партии позитивной киноплёнки, на которой должен быть напечатан негатив, напряжение на лампе (например, 115 Вольт), скорость печати (например, 180 FPM – футов в минуту) и, самое главное - значения световых клапанов по зонам (R, G, B).

Во время печати можно изменить цветопередачу в очень сильных пределах. Чтобы определить нужные значения световых клапанов (номеров света по синей, зелёной и красной зонам), вначале печатают "сайнекс" - это предварительная пробная печать одного кадрика негатива на различных номерах света.

Сайнекс для выбора правильной цветокоррекции.
Сайнекс для выбора правильной цветокоррекции.

Комбинируя  номера светов по зонам, можно добиться большего или меньшего выхода того или иного красителя - это приводит к изменению цветового тона изображения.

Варианты цветокоррекции.
Варианты цветокоррекции.

Работа цветоустановщика как раз заключена в том, чтобы добиться в позитиве оптимального цветового баланса. Для этого (специально для сайнекса и цветокоррекции) в кадр помещают шкалы с серыми полями, по которым хорошо виден избыток того или иного цвета.

Для нас совершенно очевидно, что избыток синего цвета на кадрах "Аполлолна-15" произошёл на стадии цветоустановки. По-видимому, это была пробная печать. Цветоустановщик увидел, что в пробной печати идет избыток синевы, внёс коррекцию и дал "добро" на массовую печать. А этот синий позитив выбросил в мусорное ведро, как технический брак. Вот его и подобрал инженер НАСА.

Нет, мы не заставляем вас в это верить. Вы можете по-прежнему считать, что перед вами – слайдовая (обращаемая) фотоплёнка, на которой позитивное изображение получается в одну стадию - сфотографировал, проявил - и в руках готовый позитив. Вы можете продолжать верить, что эти кадры сняты фотоаппаратом на Луне. Если хотите верить – верьте. Ведь мы ещё не рассказали вам о факте, который нас просто шокировал в этой "находке".

Согласно официальным данным НАСА, размер кадра в "лунном" фотоаппарате "Хассельблад" был 53 х 53 мм. А в этой "уникальной" находке - кадр больше по размеру, это квадрат с размером 57 х 57 мм. Разница на 9,2%.

Мы тщательно перепроверили все размеры ещё раз. Дело в том, что на плёнке есть константа, которая не меняется уже более 100 лет. Это – размер и шаг перфораций.

Как когда-то Эдисон придумал, что 4 перфорации на кинокадр – это 19 мм, так это сохранилось и до наших дней. Если 4 перфорации – это 19 мм, то шаг одной перфорации – 4,75 мм.

Зная, что расстояние от перфорации до перфорации по высоте – это 4,75 мм, и эта константа не меняется с 1894 года уже 125 лет (выдерживаясь с допуском не более 0,02 мм), можно точно  определить размер кадра и ширину самой плёнки. Что мы и сделали. Чтобы уменьшить погрешность наших расчётов, мы взяли на фотоснимке высоту 10-ти перфораций, это должно быть 47,5 мм, и сравнили с шириной плёнки от края до края. Ширина получилось 69,5 мм, т.е. фактически 70 мм (как и заявляло НАСА). Возможно, что самые края оказались "зарезаны" при пересъёмке. А кадр внутри оказался размером 57 х 57 мм.

Реальные размеры кадра и ширина плёнки, полученные из постоянства шага перфораций.
Реальные размеры кадра и ширина плёнки, полученные из постоянства шага перфораций.

Чтобы сделать окончательный вывод, что не так в этой "находке", мы скачали этот же лунный кадр с официального сайта НАСА, его идентификатор AS15-88-11863, и разместили его для сравнения на 70-мм фотоплёнке с перфорациями.

В чём обнаружилась разница? Во-первых, сразу заметно, что нижний кадр ( из "находки") обрезан с правой стороны. Исчезла не только кромка ребра стекла, хорошо видимая на верхнем снимке в виде тонкой вертикальной линии, но и как будто вместе с ней отрезана пара миллиметров изображения с правой стороны. Фактически, масштаб изображения увеличился не на 9%, а на 10%.

Один и тот же кадр из миссии "Аполлон-15". Верхний кадр - так должен выглядеть оригинальный кадр НАСА на 70 мм фотоплёнке. Внизу - пересъёмка кадра из найденной жёлтой коробки.
Один и тот же кадр из миссии "Аполлон-15". Верхний кадр - так должен выглядеть оригинальный кадр НАСА на 70 мм фотоплёнке. Внизу - пересъёмка кадра из найденной жёлтой коробки.

По легенде НАСА, в "Хассельбладе" перед фотоплёнкой была установлена стеклянная пластинка с перекрестиями через каждые 10 мм, и вот эта стеклянная пластина оставляла тени от рёбер в виде вертикальных линий слева и справа по краю кадра.

Во-вторых, при размере кадра 53х53 мм (верхний снимок) между колонкой перфораций и краем изображения образовалась чёрная полоса, по ширине больше, чем перфорация (её ширина 2,8 мм). На этой чёрной полосе мог бы вместиться ещё ряд перфораций, слева и справа.

На нижнем снимке границы кадра довольно близко подступают к перфорациям. И в-третьих, разница в 10% по масштабу хорошо видна невооружённым глазом.

То, что хранились в жёлтой коробке в течение 40 лет - не оригиналы, снятые во время лунной экспедиции, а копии, причём сделанные довольно неточно. Небольшая часть оригинального изображения пропала (полоска справа), а сам кадр оказался на 10% крупнее по масштабу. А это может быть только в том случае, если изображение было напечатано на плёнку проекционным способом, через объектив, с изменением масштаба. Такой проекционный копировальный аппарат с объективом между негативом и позитивом конструктивно выглядит так:

Аппарат оптической печати для кинолабораторий.
Аппарат оптической печати для кинолабораторий.

Другими словами, в жёлтой коробке оказалась плохо сделанная по цветопередаче копия, не представляющая никакой ценности. В столе инженера НАСА (если такой инженер вообще существовал, а не был выдумкой сценариста), хранился не оригинал, а обычный дубликат, что-то типа ксерокопии с документа. Ценность этой находки нулевая. Как если бы я нашёл у себя в столе... ксерокопию газетной фотографии.

Фотография астронавтов в газете.
Фотография астронавтов в газете.

Вот представьте - вы с газетной фотографии (там где астронавты) на ксероксе сделали в 2019 году копию, задав процент увеличения 110%. У вас получилась увеличенная в размере ксерокопия. И вы подумали:

- А вдруг это у меня в руках уникальная историческая фотография, единственная в своём роде, сделанная в 1969 году?

И написали об этом статью, как спустя 50 лет нашли у себя в столе уникальный снимок.

В случайно "найденной" жёлтой коробке изображение не на обращаемой, а на позитивной киноплёнке. И это не слайд на "Эктахроме" (как утверждает НАСА, чувствительностью 64 ASA), а кинопозитив на плёнке типа Eastman Print Film 5381, чувствительность которой всего 1,5 ед. ASA. Это самая обычная копия, полученная двухстадийным способом: «негатив-позитив».

С одного негатива можно напечатать сколько угодно позитивов. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у бывшего инженера НАСА лежали в столе копии лунных снимков. Этих копий НАСА наделало если не тысячи, то уж сотни экземпляров с каждой кассеты, и это точно. Они даже продаются (эти копии) в свободном доступе на интернет-сайтах по 500 долларов за партию, хотя себестоимость их изготовления примерно в 100 раз ниже указанной цены. Это просто сувенирная продукция.

Копии комических снимков НАСА на продажу на  интернет-сайтах
Копии комических снимков НАСА на продажу на интернет-сайтах

Объявление о продаже сувенирной продукции в виде фотоплёнок, ссылка.

То, что хранилось у бывшего инженера НАСА в коробке – это забракованные отделом технического контроля неудачные по цвету копии. Они совсем синие, это - явный брак. И к тому же, это новодел, т.е. копии напечатанные сравнительно недавно.

И даже когда представитель фирмы Кодак в документальных фильмах показывает "оригиналы" миссии "Аполлон-11", то это совсем не оригиналы.

Арнольд, сотрудник фирмы Кодак (в 1966-1974 гг.), демонстрирует якобы оригинал ролика 70-мм фотоплёнки из миссии "Аполлон-11".
Арнольд, сотрудник фирмы Кодак (в 1966-1974 гг.), демонстрирует якобы оригинал ролика 70-мм фотоплёнки из миссии "Аполлон-11".

Это такая же сувенирная продукция с размером кадра, увеличенным на 10%. Границы кадра близко расположены к перфорациям.

А что здесь общего с фильмом "Праздник святого Йоргена"?

В фильме работники храма продают прихожанам как святую реликвию то волос святого Йоргена,

-17

то слезу Йоргена в бутылочке.

-18

А когда мошенник Коркис проникает в храм и вскрывает сейф в стене, то видит, что на полках хранится несметное количество волос и слёз святого Йоргена.

-19

Так вот, найденные уникальные кадры миссии "Аполлон-15"- это такие же "слёзы святого Йоргена"- обычная массовая сувенирная продукция, стоимость которой копейка в базарный день.

P.S. Продолжение историй про "случайно" найденый в письменном столе лунный грунт и "случайно" найденные видеозаписи с "Аполлона-11" - в следующей статье.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!