Найти тему
Афиша

Российский режиссер снимет сериал по The Last Of Us для HBO. Что это за игра?

Режиссер Кантемир Балагов («Теснота», «Дылда») снимет для премиального кабельного телеканала HBO как минимум первый эпизод сериала по видеоигре The Last Of Us, которая вышла в 2013 году и уже получила культовый статус. Рассказываем, как игра изменила индустрию и с чем предстоит работать Балагову.

Зомби-апокалипсис без зомби: люди, зараженные спорами вымышленного (но вполне реалистичного) грибка сначала теряют разум, а следом за ним — и человеческий облик, постепенно превращаясь в агрессивные комки прямоходящей плоти. На протяжении всей The Last of Us главный герой Джоэл и девочка-подросток Элли путешествуют через разоренную Америку — на момент основных событий игры после первой вспышки эпидемии прошло два десятка лет, уцелевшее человечество вроде бы смогло наладить быт, но быстро становится понятно, что ничто и никогда уже не будет как прежде.

Sony
Sony

Достойная внимания и доверия англоязычная критика успела сравнить The Last of Us с поствестернами Кормака Маккарти и с фильмом «Дитя человеческое» Куарона; на первый взгляд это действительно так, но есть одно важное отличие. В The Last of Us нет надежды, эта игра не про возможность спастись физически, а в конечном итоге про совсем другое спасение — которое после смерти. И еще о том, что не по силам Бог испытаний не дает. Не хочется выдавать сюжетные повороты (хотя самый дикий из них происходит минуте на двадцатой); заметим только, что ни одна игра до The Last of Us не транслировала с такой четкостью разочарование своих авторов в современной цивилизации. Отдельно удивительно, что это разочарование приняло форму не трехкопеечного инди-платформера про туман и безысходность, а огромного и явно дорогостоящего блокбастера, от которого невозможно оторваться до финальных титров.

Канон зомби-хоррора еще с первых творческих опытов Джорджа Ромеро подразумевает, что живые люди ведут себя стократ хуже, чем движимые инстинктами ожившие трупы, — так вот, The Last of Us прямым текстом проговаривает это еще до титульного экрана. Иными словами, распад цивилизации начинается не после того, как зомби уничтожают последнего солдата регулярной армии, а гораздо раньше — если верить Naughty Dog, мораль, сострадание и прочие не имеющие отношения к непосредственному выживанию вещи отключаются моментально. В кризисной ситуации они отторгаются организмом, как инородное тело, и заменяются животными инстинктами.

Дальше по ходу действия игры, когда поочередно приходится сражаться с людьми и инфицированными, атаки последних кажутся передышкой: к тварям нет никаких претензий, уничтожать их — как выпалывать сорняки, для этого годятся любые подручные средства. Кстати, о последних. На момент основного действия боеприпасы стали одновременно редкостью, роскошью и валютой — расходовать их по прямому назначению приходится крайне экономно, из расчета «один выстрел — один труп». Все остальное время Джоэл пользуется кирпичами, дубинами, заточками и просто кулаками; каждая схватка, таким образом, превращается во вспышку свирепой жестокости. Хореография боев, сложносочиненные удары — все это не имеет никакого смысла, когда от врага требуется только одно: чтобы он больше не поднялся с земли.

Взаимоотношения Джоэла и Элли сначала хочется сравнить с динамикой главных героев недавней Bioshock Infinite, но здесь есть одно важное отличие. ДеВитт и Элизабет из Infinite, скажем аккуратно, не чужие друг другу люди — их отношение друг к другу и окружающему миру довольно легко проецировать на себя. Чтобы не поднять вой про спойлеры: грубо говоря, на месте ДеВитта ровно таким же образом вел бы себя любой психически здоровый мужчина. В The Last of Us все намного сложнее: Джоэл еще до начала игры теряет все, что можно потерять; он стоик и герой уже потому, что на его месте любой психически здоровый мужчина еще до появления в кадре первого инфицированного вложил бы себе в рот ствол пистолета и нажал спусковой крючок. Все, что происходит с ним дальше; все, что он говорит Элли и что Элли говорит ему, настолько далеко за рамками привычных видеоигровых парадигм, что для описания этого трудно подобрать слова. Честное слово, даже сейчас, на закате нынешнего поколения приставок, PlayStation 3 стоит купить только ради одной этой игры.

Еще такой момент. The Last of Us выглядит совершенно нездешним образом — позапрошлогодняя L.A.Noire, страшно гордившаяся лицевой анимацией своих персонажей, даже рядом не стояла со здешними героями. Собственно, The Last of Us способна наглядно объяснить всем желающим, почему новое поколение приставок, выходящее в конце этого года, ничего не изменит в глобальной картине мира. Даже при нынешнем уровне технологий, оказывается, можно рассказывать истории, почти не имеющие себе равных в видеоиграх — помимо The Last of Us, напомним еще раз о Bioshock Infinite. В здешних заметках мы уже говорили, что игры, задрав штаны, слишком долго гнались за кинематографом — пока последний не превратился в ярмарочный балаган и догонять стало некого. И мы не раз говорили, что в самом скором будущем игры станут самым интересным и динамичным проявлением массовой культуры — так вот, это будущее наступило.

Никто, правда, никогда не обещал, что в этом будущем будет светло и весело. The Last of Us обещает только, что смерть — это не конец.