Часто наши дети не могут выполнить задание не потому, что чего-то не знают, а потому, что неправильно его поняли, не дочитали, пропустили важную информацию или, напротив, использовали ненужную. Мы, не думая об этом, заставляем их выполнять всё больше и больше заданий в надежде на то, что «натаскаем» их, натренируем к контрольной работе, и всё будет хорошо. Однако на контрольной работе чудес не происходит — и «опять двойка». Может, нужно остановиться и проанализировать, каких умений не хватает ребёнку, чтобы избежать ошибок?
Часто детям надо выполнить продуктивное задание, ответ на которое не найдёшь ни в одном учебнике. Разобрать его поможет алгоритм.
АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ЗАДАНИЙ
1. ОСМЫСЛИТЬ ЦЕЛЬ — регулятивное универсальное учебное действие.
2. НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ — познавательное универсальное учебное действие.
3. ПРЕОБРАЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ — познавательное универсальное учебное действие.
4. СФОРМУЛИРОВАТЬ ОТВЕТ — коммуникативное универсальное учебное действие.
Конечно, родителям непросто провести с ребёнком такой диалог.
В помощь родителям и педагогам мы создаём пособия серии «Универсальные учебные материалы».
Алгоритм решения продуктивного задания включён, например, в пособие «Учимся анализировать. История России. Домонгольская эпоха», 6 класс.
В пособии учтены задачи РАЗНОУРОВНЕГО обучения: для учеников, которым нужно только показать основные шаги алгоритма (уровень «Мастер»). И для тех, кому к каждому шагу нужны ещё и маленькие подсказки (уровень «Ученик»).
Рассмотрите на фото фрагмент продуктивного задания для уровня «МАСТЕР».
Даже не читая текст, можно понять, что задание носит продуктивный характер. Ребёнок не найдет прямого ответа в тексте, ему прежде всего нужно осознать цель задания, прочитать и найти нужную информацию. Затем сопоставить найденные факты с признаками первобытного общества, преобразовать информацию, сформулировав промежуточные суждения, и сделать вывод. Обратите внимание: мы перечислили необходимые действия. С помощью каких операций они будут выполнены, ребёнок-«мастер» решает сам, часто даже не осознавая этого.
Если же школьник затрудняется выполнить какие-то действия, ему нужны подсказки. Рассмотрим на фото фрагмент продуктивного задания уровня «УЧЕНИК».
Обучающее продуктивное задание позволит ученику самостоятельно освоить не только познавательные, но и другие универсальные учебные действия, отработать способы действия до уровня автоматического навыка.
С.В.Паршина, автор учебников и учебных пособий.
Анастасия Колпакова, руководитель онлайн - школы " СОтворчество 2100", мама четверых детей на семейном обучении.
"СОтворчество 2100"
Онлайн-обучение 1-7 класс.
ПА 1-11 классы.
Звоните: 8-800-555-14-89
Наш сайт - https://www.sotvorchestvo21.ru/