Найти тему

ГУМ. ЗАНИМАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ.

Категория «Развитие и деградация личности и систем» Портала «Актуальные Управленческие Знания»

«Название «Государственный универмаг» (сокращенно — ГУМ) появи­лось в период нэпа, когда в дореволюционных Верхних торговых рядах на некоторое время была возобновлена коммерческая торговля.

Однако 1930—1940-е годы помещение, выходившее на историческую Крас­ную площадь, использовалось под склады, госучреждения и квартиры.

ГУМ был возрожден вскоре после смерти Сталина — в декабре 1953 г. Именно в это время новые руководители страны обратили, нако­нец, внимание на заметное отставание сферы торговли и обслуживания.

Нужны были меры, символизирующие смену курса в сторону заботы человеке.

Воссоздание ГУМа прекрасно вписывалось в данный кон­текст. Идея заключалась в том, чтобы создать гигантский образцовый универмаг, который использовал бы лучшие кадры и прогрессивные формы обслуживания, а также был бы свободен от негативного насле­дия советской торговли. «Главный магазин в СССР» должен был стать важной достопримечательностью Красной площади, наряду с Мавзоле­ем и Храмом Василия Блаженного. В появлении соответствующего ре­ шения правительства большую роль сыграла личная инициатива упоми­навшегося выше Анастаса Микояна, связывавшего с ГУМом большие надежды в повышении культуры обслуживания советских людей.

Тем не менее, образцово-показательный характер ГУМа оказал­ ся под вопросом уже в начальный период его деятельности. Универмаг был пущен в эксплуатацию в «пожарном» порядке — за 2,5 месяца, а кадры работников и вовсе «мобилизовывались» за 1,5 месяца.

Специ­альное решение МГК партии обязывало торговые предприятия Москвы направить на работу в ГУМ непременно свои лучшие силы. Однако на практике выяснилось, что многие магазины воспользовались моментом, чтобы избавиться от неугодных, недисциплинированных, неопыт­ных или малоквалифицированных работников.

В результате, как видно из материалов парторганизации ГУМа, кадровый вопрос оказался здесь одним из самых острых. К моменту открытия магазина в конце 1953 г. коллектив насчитывал 3,6 тыс. чел., причем в их числе было всего 255 членов партии. Здесь трудилось много неопытной молодежи, а из чис­ла более зрелых работников высоким оказался процент малообразован­ных кадров. Так, в марте 1955 г. из 4,5 тыс. чел., трудившихся в ГУМе, 1,8 тыс. чел. имели низшее образование и 2,6 тыс. — опыт работы в торговле менее трех лет. Ситуация усугублялась сравнительно высокой текучестью кадров в 1960— 1970-е годы.

Свою специфику вносил и пре­имущественно «женский контингент» работников ГУМа. Спустя 20 лет после открытия, в 1973 г., здесь трудилось уже 7 тыс. чел., образователь­ный и профессиональный уровень которых существенно вырос.

По мере выселения из здания жильцов и контор ГУМ все больше пре­ вращался в «государство в государстве» — с огромными торговыми пло­щадями, гастрономом на первом этаже, ведомственным общепитом, своей системой складских помещений, пожарной охраны, радиоузлом, многотиражной газетой, библиотекой, типографией и др. Универмаг под­чинялся Управлению торговли Мосгорисполкома, но на практике дирек­ тор ГУМа имел немалый вес и в кабинетах Министерства торговли.

1954 г. в ГУМе насчитывалось 11 товарных отделов по видам про­ дукции. В продаже был представлен практически весь ассортимент выпускавшихся в СССР промышленных товаров более 30 тыс. наи­менований: текстиль, готовое платье, обувь, трикотажно-бельевые и посудо-хозяйственные изделия, мебель, ковры, меха, головные уборы, сувениры, игрушки и др. Это был самый крупный универмаг в СССР один из крупнейших в Европе. Сюда ехали со всех концов страны тем, что почти не доходило до регионов: за новинками одежды, за модными и качественными отечественными и импортными изделия­ ми. Поскольку довольно быстро обнаружился дефицит торговых пло­ щадей в главном здании, ГУМ стал прирастать филиалами в Москве.

Кроме всего прочего, магазин приобрел «показательный» характер: бу­дучи расположенным в самом центре столицы, он стал частью культур­ ной программы для все активнее посещавших Москву иностранцев.

При создании ГУМа его примерный товарооборот планировался в 8 млн. руб. в сутки, но уже в конце 1955 г. он достиг 10 млн. руб. В это время здесь была сосредоточена одна восьмая часть всех промтоварных запасов Москвы. К концу 1955 г. магазин давал 19% товарооборота сто­ лицы. В день здесь совершалось 150 тыс. покупок. Однако реальное зна­чение этого универмага можно оценить, только приняв во внимание, что именно сюда направлялся на реализацию самый дефицитный товар.

Источник фото - https://photochronograph.ru/2015/04/01/fotografii-70-x-vladimira-sychyova/
Источник фото - https://photochronograph.ru/2015/04/01/fotografii-70-x-vladimira-sychyova/

ГУМе продавалось 70—85% фондов Москвы по так называемым то­ варам повышенного спроса. Именно по этой причине практически с первых дней работы ГУМ стал известен на всю страну огромными тол­ пами покупателей и километровыми очередями, перераставшими в дра­ку конфликтами и снующими по торговым рядам спекулянтами и пере­ купщиками. Не все оказалось благополучно и с «образцовой торговлей». За 1955 г. и 1-й квартал 1956 г. в разные инстанции поступило 1236 (!) письменных жалоб от покупателей на плохое обслуживание в ГУМе".

По откровенному признанию директора ГУМа В.Г. Каменева, в магазине стало невозможно не только покупать товары, но затрудни­ тельно даже заходить в его здание. Поскольку неприглядная картина столпотворения портила имидж образцового предприятия торговли, ноябре 1955 г. руководство ГУМа обратилось в Минторг с просьбой разгрузить ГУМ от дефицита, частично передав его в другие магази­ ны. В первую очередь — освободить ГУМ от торговли громоздкими и специализированными товарами (пианино, мебель, ковры, посуда, обои и проч.), что и было постепенно сделано.

Тем не менее, в 1956 г. товарная нагрузка на ГУМ по сравнению с 1955 г. не только не снизилась, но даже возросла. Теперь на его долю приходилась реализация 1/6 части всех промтоваров Москвы (!). В 1956 г. более 38 млн. чел. совершили здесь покупки на сумму 2 млрд. 678 млн. руб. Эта цифра равнялась всему товарообороту Брянской, Калужской и Костромской областей вместе взятых (включая и сель­ скую торговлю в них)[…].

"Неудивительно, что на работу в ГУМ стремились устроиться не столько из-за зарплаты, сколько из-за близости к дефициту.
К примеру, 25 августа 1959 г. газета «Советская торговля» опубликовала критическую статью под заглавием «Из сборника записок т. Плахотина». В статье речь шла о распространенной практике, когда по запискам коммерческого директора ГУМа Плахотина проживающим в Москве иностранцам и «советской элите», которой якобы некогда стоять в общих очередях (писатели, ученые, артисты, генералы, депутаты, госчиновники), производился отпуск дефицит­ных товаров вне очереди.
Статья вызвала большой резонанс, однако, как видно из ее обсуждения на парткоме ГУМа, руководители магазина — члены К П С С настолько привыкли к «распределению дефицита», что так и не поняли, в чем именно они провинились."

Торговля в таком «супермагазине», как ГУМ, являлась прекрасным барометром по­ требительского поведения населения. К тому же здесь было неплохо налажено изучение динамики спроса и предложения с разбивкой по группам товаров. Наконец, ГУМ оказался на «передовой» всевоз­можных экспериментов, новых форм торговли и обслуживания по­купателей, которые проходили здесь апробацию. Отчеты и докладные записки данной тематики регулярно посылались из универмага в вы­шестоящие инстанции, а новые тенденции обсуждались на производ­ственных и партийных собраниях ГУМа."

Журавлев, С.В., фонов, Ю. Мода по плану: история моды и моделирования одежды в СССР, 1917—1991 Стр. 213-216

Еще по теме:

ЗАГРАНКОМАНДИРОВКА КАК ПРИВИЛЕГИЯ В СССР

«БРЕЖНЕВСКОЕ ВРЕМЯ» - ПРИЧИНА ПИКА РАСЦВЕТА ПО С.КОТКИНУ

РАЗЛОЖЕНИЕ ЭЛИТЫ КАК ПРИЧИНА РАСПАДА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПО С.КОТКИНУ

РАЗВИТИЕ И ДЕГРАДАЦИЯ САМОПОШИВА В СССР

Редактировать галереюРедактировать галерею
Редактировать галереюРедактировать галерею

Портал « АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ » - повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.

Facebook | Cайт | Портал «Актуальные Управленческие Знания»