Найти тему

ОДЁЖНЫЕ ТКАНИ В СССР

Категория «Развитие и деградация личности и систем» Портала «Актуальные Управленческие Знания»

НЕКОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ ОДЁЖНЫХ ТКАНЕЙ В СССР ПО С.ЖУРАВЛЕВУ И Ю. ГРОНОВУ

«…в 1970—1980-е годы именно Карден оказался в СССР «на слуху», что общественное мнение ассоциировало «настоящую французскую моду» именно с его именем, пределом мечтаний советских женщин было «платье от Кардена». Однако только в 1986 г. Минлегпром решился, наконец, подписать парижским кутюрье контракт на фабричное производство в СССР одежды по его лекалам. Но вскоре после начала реализации проекта Советский Сою распался. «Я ведь мог тогда одеть всю вашу огромную страну! И мужчин, и женщин, и детей. У меня было 30 заводов, ко­ торые выпускали одежду под моим именем. Эти заводы находились и Минске, и в разных городах Сибири. Например, в Челябинске был завод. Я до сих пор с нежностью вспоминаю его. И советские люди очень хорошо работали. Единственное, на что я мог пожаловаться, так это на ткани. Это были ужасные советские ткани, но завозить настоящие французские было бы очень дорого», — вспоминал о том времени Пьер Карден в одном из своих интервью в 2007 г.»

«Специалисты хорошо знали, что вплоть до распада СССР советские ГОСТы в принципе предусматривали изготовление значительно более плотных по структуре («толстых») тканей, чем на Западе. В данном отношении практические соображения о важности теплозащитных свойств одежды перекликались со стойким представлением о необхо­димости обеспечения большого срока носкости вещей. Руководство директивных органов даже в 1970— 1980-е годы продолжало утверждать, что носкость и добротность (возможность длительного срока ис­пользования, а при необходимости и перелицовки) носильной вещи является ее приоритетной потребительской характеристикой.

К тому же вплоть до распада СССР при советском плановом хо­зяйстве не только в армии, но и «на гражданке» продолжали действо­вать нормы обеспечения и сроки службы той или иной вещи (пальто, костюм, платье, туфли и проч.) своему владельцу. Нормы эти опреде­лялись исходя из аксиомы о якобы сугубо рациональном отношении граждан к одежде. То есть, что они будут носить одно пальто года­ми, вплоть до физического износа (возможность морального износа вещи, в том числе и потому, что она вышла из моды, не учитывалась). Эти абстрактные «рациональные» соображения закладывались затем объемы и пропорции планируемого фабричного производства, тем самым программируя отрыв от жизни директивного планирования.

Многих успокаивало то, что советские ткани и одежда имели ряд преимуществ перед западными аналогами. В частности, в СССР одежда производилась в основном из натуральных (более экологич­ных и гигиеничных) и к тому же новых тканевых волокон, тогда как на Западе стремительно набирал обороты процесс химизации мате­ риалов и вторичной переработки сырья (из него получается одежда не самого высокого качества). Проблема заключалась лишь в том, что со временем предпочтения советского потребителя все существеннее расходились с позицией руководства, которое упорно не желало заме­ ать происходящих перемен в потребительском поведении людей.

В принципе одежда из более плотной ткани, а тем более из новых во­ локон, служит значительно дольше. Однако было ли это нужно поколе­нию 1970—1980-х годов?

Хотели ли молодые люди, чтобы, как во вре­мена их дедов, одежду изнашивали до дыр, и она как большая ценность передавалась по наследству? А что же мода? Что делать, если в 1960— 1980-е годы становилось все более заметным желание советских людей одеваться модно и стильно? Что делать, если с 1960-х годов сменяемость модных циклов во всем мире резко ускорилась, в результате чего вещи все быстрее выходили из моды, теряя свою привлекательность?

Почему в 1960-е годы вместе с легитимацией моды в СССР и признанием на словах ее важной социокультурной функции в со­ временном обществе не пришло четкое понимание очевидной зако­номерности — возросшее влияние моды ведет к решительной смене потребительских приоритетов населения? Почему после официаль­ ного признания моды произошло лишь несущественное обновление «внешнего фасада» хозяйственной системы (например, увеличение числа творческих моделирующих организаций, не имеющих реальных рычагов влияния на производство), но не ее фундаментальных основ?

В таком случае может ли легитимация моды в СССР быть названа неполной, половинчатой? Быть может, секрет такой половинчатости кроется помимо прочего и в том, что тогда руководство СССР вынуж­дено было бы признать присутствие в стране тенденций происходив­ шей на Западе потребительской революции, которая как таковая не только никогда не признавалась, но и воспринималась как совершен­ но чуждая советскому обществу «зараза».

Изучение деятельности разных учреждений, так или иначе связан­ных с моделированием, производством одежды и пропагандой моды, подводит и к выводу об отсутствии у них единой позиции: одни структу­ры ратовали за моду, как важнейший инструмент обновления, а другие продолжали следовать установкам и нормативам, никак не вписывав­шимся в позитивное отношение к моде и ее роли в обществе. В основе подобных действий лежали не только искренняя убежденность чинов­ников в своей правоте в отношении заботы о советских людях (чтобы они одевались в теплую и гигиеничную одежду) или игнорирование потребительских настроений людей, но и узковедомственные интересы. Все эти противоречия и ведомственные «игры» вокруг одежды и моды только усугубляли ситуацию на накалявшемся потребительском рынке.

-2

Имелось и еще одно, очень важное для нашей темы следствие того, что СССР традиционно производил одежду из более «плотной» ткани, чем на Западе.

Дело в том, что одежда советского производства была примерно в 1,5 раза тяжелее импортных изделий. Пошитая из более «легкой» и тонкой по фактуре ткани, импортная одежда уже в силу это­ го обстоятельства (безотносительно к фасону или модели) лучше смо­трелась. Для читателей-мужчин поясняем, что субъективно ощущения обычной советской женщины, ранее носившей лишь изделия советского швейпрома, надеть хорошо сшитое, легкое, эластичное, как «собствен­ная кожа», импортное платье сравнимы с тем, как если бы пересесть из «Жигулей» в иномарку.

Постепенно груз неудовлетворенности совет­ским легпромом нарастал, а предпочтение потребителем импортных ве­щей перерастало в политическую оценку самой советской системы.

Разница между советской и импортной тканью (и соответствен­ но — одеждой) была давно хорошо известна специалистам — моделье­рам, конструкторам одежды, манекенщицам и т.д. Все без исключе­ния проинтервьюированные нами бывшие работники этого «цеха» в один голос утверждали, что при моделировании одежды, а также при демонстрации новых моделей с «легкими» импортными тканями ра­ботать было значительно проще.

В этом отношении советские моде­льеры, которых заставляли моделировать преимущественно из отече­ственных тканей и при этом выдерживать конкуренцию с западными модными домами, находились в худшем положении по сравнению с зарубежными коллегами. Для того, чтобы «заставить» ткань советско­го производства «заиграть» так, как нужно, кроме таланта, требовалось еще большое трудолюбие и находчивость.» […]

С.Журавлев, Ю.Гронов, Мода по плану, стр. 430-454

Еще по теме:

РАЗВИТИЕ И ДЕГРАДАЦИЯ САМОПОШИВА В СССР

ГУМ. ИСТОРИЯ.

ЗАГРАНКОМАНДИРОВКА КАК ПРИВИЛЕГИЯ В СССР

«БРЕЖНЕВСКОЕ ВРЕМЯ» - ПРИЧИНА ПИКА РАСЦВЕТА ПО С.КОТКИНУ

РАЗЛОЖЕНИЕ ЭЛИТЫ КАК ПРИЧИНА РАСПАДА СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ПО С.КОТКИНУ

Редактировать галереюРедактировать галерею
Редактировать галереюРедактировать галерею

Портал « АКТУАЛЬНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ » - повышение вашей управленческой компетенции. Потому что разбираться в предметах – это знать, как ими управлять и чего от них ждать.

Facebook | Cайт | Портал «Актуальные Управленческие Знания»