Сидят два программера в офисе. Бац - звонок телефонный, на проводе шеф:
- Hу, ребята, чем занимаетесь?
- Козла забиваем!
- В домино играете ?!
- Да неееее - в DOOM!
Старый анекдот
После спорной третьей части и тревожных сообщений о том, что четвертый "Дум" начали переделывать с нуля, фанаты ждали новую игру с опасением. На сей раз разработчики из "Id" прекрасно знали запросы аудитории и сделали очень качественный проект, удовлетворивший практически всех поклонников 3D-Action. Все-таки "Doom" уже имеет культовый статус и ударить в грязь лицом они не могли.
Стартовав ещё в 93-м, первая часть во многом предопределила облик 3D-Action и имела огромный успех. Большой популярностью "Doom" пользовался и в России. Помню как отец мне рассказывал, что году в 95-м дискету с игрой кто-то принес к ним на работу и в тот день весь их отдел чуть ли не остался на ночевку. Отсылки к "Doom" можно встретить в романах Лукьяненко, в балабановском "Брате-2" присутствовала сцена стрельбы от первого лица, явно навеянная игрой. В конце концов о "Думе" сочиняли анекдоты!
Разумеется, у серии с такой богатой историей, уже сложились определенные геймплейные постулаты. Они всем давно известны: дойти до финального уровня, перебив по пути как можно больше демонов ада на марсианской станции. Разработчики остались верны давно заложенным идеям, привнеся новые механики только в ведение боя. Понимали, видимо, что выпусти они первоначальную версию нового "Doom" (там было что-то в стиле "Call Of Duty"), фанаты игры устроили бы "Id" ад уже на Земле, а не на Марсе. "Doom 2016" - это больше ностальгический тур, с учетом, конечно, новых технологий.
На спецэффекты и графику здесь не поскупились. Движок Id Tech 6 впервые явился миру и выдал потрясающую картинку. В отличии от третьей части, где преобладали темные и серые цвета, в "Doom 4" куда более яркая и сочная палитра. Свет наконец-то проник на марсианскую станцию и здешние локации теперь можно различать друг от друга. Дизайн здешних уровней вообще удался на славу. Всего их в игре будет 13. Помимо Марса, заглянем, разумеется, и в ад.
Уровни получились большими, многоярусными, их интересно исследовать на предмет поиска секретов. Вот только сразу целиком локацию к изучению не дадут. В один прекрасный момент перед вами закроются все входы и выходы, начнет бить по ушам саундтрек Мика Гордона и изо всех щелей полезут разные монстры в больших количествах, которых нужно обязательно перебить, иначе проход дальше не откроется. Подобная механика была задействована в "Serious Sam" и "Painkiller". В "Думе" же она дебютирует впервые. Предыдущие части все-таки были менее заточены на бой, больше времени уделялось именно исследованию уровня, поиску ключей и верного прохода. В новом же "Doom" за счет искусственного создания арен с монстрами, действие как-то дробится.
Чтобы ещё более увеличить накал и ярость схваток, разработчики ввели систему добиваний. Выглядит оно следующим образом: после того как вы сильно ранили врага, некоторые встают неподвижно и начинают светиться. В этот момент вы должны подойти к монстру вплотную и добить его. После этого из супостата выпадут лечилки и патроны. В затяжных боях это очень помогает. Сами же добивания получились весьма разнообразными и жестокими: от простого хука до разрыва врага на две части.
Уничтожать и добивать вы в основном будете монстров хорошо знакомых по предыдущим частям. Внешний вид большинства из них постарались приблизить к оригиналу. Пинки снова порозовел (видимо, от счастья, что его включили в новую игру), а Манкубус больше не похож на неуклюжего грустного моржа, каким он был в "Doom 3". Помимо хорошо известных демонов, на огонек заглянули и пара новых врагов: например, адский крушитель, стреляющий лучевым оружием или безвольный, атакующий в ближнем бою. Кое-кто из старых монстров обзавелся новыми способностями; Revenant теперь научился летать и левитировать не хуже Железного человека, а один из демонов-солдат обзавелся прочным энергетическим щитом.
На отстрел всей этой нечистой братии дают стандартный набор из 10 пушек. Единственное новое оружие – пушка Гаусса, весьма похожая на Rail Gun из "Quake". Остальной боевой арсенал стандартный: плазмаган, ракетомет, шестиствольный пулемет, BFG… Вернулась на свое законное место и легендарная двустволка, которую в третьей части разработчики изъяли из арсенала, совершив тем самым непоправимый акт самодурства и кощунства. Без нее уже как-то и "Doom" не совсем "Doom". К каждому оружию можно установить две модификации, которые улучшают характеристики или расширяют боевое применение – так шестиствольный пулемет можно превратить в подвижную турель, а одноствольный дробовик можно проапгрейдить на стрельбу гранатами. Со стрельбой в играх от"Id" проблем никогда не было. Оружие отлично ощущается, бьет мощно и звучно, а каждый ствол обязательно пригодится для того или иного вида монстров. Жаль только BFG-шку дают пощупать только ближе к концу игры.
На прохождение уйдет около 20 часов. Неплохо для шутера по нынешним меркам. "Doom" сегодня напоминает реюнион какой-либо знаменитой рок-группы, которая 20-30 лет спустя показывает всем как надо правильно зажигать, но ограничиваясь при этом старой программой. Ну а сам жанр будет двигать вперед уже более молодое поколение разработчиков.
"Doom" 2016 года продался хорошим тиражом и издатель "Bethesda" дал добро на разработку новой части. Признаюсь, я не в восторге от дальнейшей эволюции серии. Новый "Doom Eternal", конечно, неплох, но превратился в какое-то подобие Deathmatch, только с компьютерными противниками. Одна арена следует за другой, а в промежутках между ними акробатические упражнения на прыжки. Возможно, просто я уже слишком стар для такого динамичного геймплея.