Найти тему
Analytera

Путь инноваций. Более века назад. ТРИЗ

Столкнулся с задачей, что пришлось решать инноваторам на рубеже 19 и 20 веков. Хочу обратить внимание аудитории на ТРИЗовский аспект - красивое противоречие и элегантное решение. Да ещё и задача не совсем не техническая, наслаждаемся!

В конце XIX века между городской Думой Санкт-Петербурга и акционерами Общества конных железных дорог, эксплуатирующего петербургскую конку, существовал договор, по которому никто, кроме Общества не мог организовывать на петербургских улицах массовую перевозку населения.

За городскими властями было оставлено право выкупить конно-железные дороги через 15 лет. В случае нарушения Договора право Общества продлевалось на 40 лет.

И тут (вдруг!) возникает такое явление как трамвай. Передовая технология, инновация, и столица империи - технологического лидера не может это проигнорировать!

Тогда, как же обеспечить трамвайные перевозки, если власти ограничены в выдачи разрешения на прокладку рельсов по Санкт-Петербургу?

Противоречие, возможный вариант:

ЕСЛИ разрешить прокладку трамвайных рельсов по городу,

ТО будет развиваться электротранспорт, и инициатор будет получать прибыль,

НО нарушается договор с Обществом конных железных дорог.

Обратное противоречие:

ЕСЛИ не разрешать прокладку трамвайных рельсов по городу,

ТО договор с Обществом не нарушается,

НО и электротранспорт развиваться не будет, и инициатор остается без прибыли.

Не спешите читать дальше - задержитесь на формулировке противоречий, может у вас будет решение лучше, чем контрольный ответ...

Решение ниже - выдержки из исторических справок.

В 1894 г. Финляндское Общество легкого пароходства организовало рельсовый перекат по льду от Сенатской площади на Васильевский остров...

В 1895 высочайше утвержденное «Общество для эксплуатации электричества М.М. Подобедова» начало движение на двух, впоследствии – четырех линиях электрического перевоза по льду Невы...

Трамвайные узкоколейные линии и столбы для проводов вмораживались в лед каждую зиму и это повторялось до начала сооружения в 1911 году современного металлического Дворцового моста...

«Ледяные» трамваи ходили несколькими маршрутами: Сенатская площадь – Васильевский остров, Мытищинская площадь – Петроградская сторона , Марсово поле – Выборгская сторона.

Путь инновации, не простой, но элегантный: развитие электротранспорта без нарушения Договора за счет прокладывания путей "не по городским улицам" - ну, красота же!

- Станислав Колчанов, консультант по ТРИЗ ЦСТ Analytera

Предлагаем подписаться на наши соцсети: Вконтакте , Фейсбук , YouTube , а также канал Telegram

1. С базовыми методиками и инструментами ТРИЗ для решения производственных задач вы можете ознакомиться на нашем курсе "ТРИЗ для инженеров"

2. Тех, кому интересна тема ТРИЗ в углубленном варианте, мы приглашаем на курс Решение конструкторских и производственных проблем с помощью АРИП-2009ПТ (Алгоритм Решения Инженерных Проблем)