Найти в Дзене

В одной теме совмещаются три отдельные

Сайт Института Лоуэна в Москве
Сайт Института Лоуэна в Москве

1. Самый важный вопрос философии психотерапии: как компетентность психотерапевта помогает развитию, и как это определяет форму обучения студентов;

2. Профессиональная практика: что необходимо, чтобы практиковать профессионально и этично. И это тоже связано с процессом обучения терапевта;

3. Руководство институтом, сообщество терапевтов и его локальных и международных сотрудников.

Первым делом надо определить, что же такое психотерапия?

Психотерапия – это практика, в которой терапевт создает среду для своего пациента, чтобы он мог работать над собой. Человек обычно приходит, чтобы лучше понять себя, понять то, как он вообще проявляет себя в отношениях. Приходит, чтобы изменить нездоровые паттерны поведения.

Философия психотерапии: чтобы заниматься психотерапией, нужно иметь образование, сдать экзамены, частью обучения является супервизия преподавателей. Если студент успешно сдает экзамены, получает диплом и консультирует, то вопрос не стоит про обязательное требование личной терапии.

В терапии, которая занимается коррекцией поведения, основное внимание терапевта сосредоточено на непродуктивном или нездоровом поведении пациента. И у терапевта есть методы и инструменты, есть навыки, чтобы помочь изменить эти поведенческие шаблоны. А разум и самоорганизация пациента для такого вида практики значения не имеют. Отношения между пациентом и терапевтом могут складываться только в одном ключе: общее правило для всех практикующих терапевтов – все, что делает терапевт, должно быть во благо пациента. Благополучие пациента должно быть главной целью, и терапевт не вредит пациенту. Отношения пациента и терапевта значимы лишь в том, чтобы пациент смог применить в жизни то, что дает ему терапевт. Каждое направление работает так, как считает нужным.

В психодинамической терапии, к которой относиться биоэнергетический анализ, все обстоит иначе. Предмет изучения – сам пациент и отношения между пациентом и терапевтом. Мы, как люди и как профессиональные терапевты, знаем, что отношения — это очень сложный феномен. Для биоэнергетического терапевта в отношениях между двумя людьми действуют те же силы, что и в космосе. Привязанность – как гравитация, движения – как радиация...

И говоря про человеческое общение, мы говорим о том, как эти силы взаимодействуют между собой – и в какую сторону они направлены.

Если это конструктивные силы, они ведут к росту, расширению, удовольствию, а если эти силы деструктивны, они ведут к насилию, вреду, саморазрушению. Итак, у всех видов психодинамической терапии, не важно, какие между ними различия, один базовый принцип – любые отношения в рамках терапевтического пространства направлены на то, чтобы все эти внутренние силы могли выйти наружу и раскрыться. Соответственно, терапевт, который не познал свои собственные внутренние эти силы, тогда не сполна готов быть частью такого пространства – на самом базовом уровне компетентности и мастерства. Терапевт не знает, каково это быть пациентом. Быть пациентом – это искусство, это навык, ты учишься это делать. Ты учишься, как расслаблять свои защитные структуры, как изучать самого себя. Если ты не испытал этого на себе, как научить другого это делать? На самом базовом уровне это все равно, что пытаться учиться кататься на лыжах у человека, который сам никогда не катался. Может, что-то и получится, но скорее всего – нет.

Но в современных концепциях психотерапии все еще гораздо сложнее, чем базовый уровень. В современных психодинамических методах отношения «терапевт-пациент» и «пациент-терапевт» стоят в самом центре терапевтического процесса. Эти идеи сейчас действительно активно обсуждаются. Отношения в терапии отличаются от отношений в обычной жизни: т.е. это внутренняя интресукбъектность, это два индивида и две субъектности – и они сообща формируют совершенно новые отношения, которых до этого никогда не существовало. И терапевт обязательно должен быть способен чувствовать себя в таких отношениях, терапевт должен иметь достаточно опыта, чтобы наблюдать не только своего пациента, но и самого себя. Терапевт должен представлять, каково это быть в положении пациента. И должен очень хорошо знать собственные слепые пятна и свои негативные отношения, чтобы, когда они всплывают в конкретных отношениях с пациентом, терапевт мог их замечать и осознавать.

Но как узнать процесс пациента, не будучи пациентом самому? Это невозможно. Можно быть зрелым человеком и много всего узнать о себе, можно быть невероятно сочувствующим, но ты никогда не сможешь узнать, какого это – ощущать себя в состоянии регрессивной зависимости, будучи уже взрослым, пока сам не переживешь этого и не попадешь в такое состояние. Это самая главная причина, почему терапевту необходима личная терапия.

С точки зрения образования, есть и другая – философская причина. По мнению Скотта Баума[1] , психотерапия – это как ремесло. «...Ученик учится у своего мастера. И наибольшее влияние на твою идентификацию окажет тот, чьим пациентом ты будешь. Я ощущаю своих терапевтов в своем теле. Во всех возможных смыслах. И это дает мне не только структуру, чтобы я мог работать психотерапевтом, но еще и опыт, насколько мощны эти отношения. Когда я принимаю зависимость человека, он отдает мне в руки свою жизнь, это невероятно мощно. И это действительно необходимая часть процесса обучения – почувствовать, что это такое. Опыт такого рода – важнейший в моем развитии как биоэнергетического терапевта. Как я могу быть психотерапевтом, работать с сознанием, реальностью и телом пациента, если я сам этого не испытал на своем опыте. Именно такая философия требует личной терапии терапевта...».

Что ожидается от терапии? В Биоэнергетическом анализе мы задействуем тело, работаем с защитой от эмоций, с их узнаванием и то как они влияют на реальность пациента. И для этого мы задействуем тело, для изучения и исследования внутреннего мира. Субъект уникален, бессознателен. Ищем ответ на вопрос: какова внутренняя реальность субъекта, как она отражается на внешнюю реальность… Речь субъекта – это только его внутренний опыт. Нужно, чтобы все это было индивидуально.

Теперь вопрос профессиональной идентичности и этичности практики. Когда выпускнику программы выдается сертификат, это значит, что за спиной этого практика стоит Институт, что он завершил процесс своего формирования, что он обладает опытом и проделал требуемою от него работу над собой. И гарантирует, что выпускник программы будет работать этично, и благосостояние его пациентов стоит для него на первом месте. Не проходить личную терапии – не этично. Если у терапевта нет опыта личной терапии, его предрассудки и слепые пятна будут неизбежно проигрываться в отношениях с пациентами. И если кто-то умалчивает и лжет о своем опыте личной терапии, это говорит о неэтичности: тем самым терапевты лгут о своей профессиональной подготовке. Это вопрос характера терапевта, а не вопрос образования и обучения. Необходимо, чтобы кто-то наблюдал за терапевтом на уровне его характера и его искренности, и честности.

Сама структура обучения программы Института делится на две области.

Значимая сторона – каждый СБТ[2] достаточно компетентен, чтобы практиковать с будущими коллегами. Второй момент – сообщество терапевтов, и тут речь идет о защите самих терапевтов. При этом важно, чтобы процесс формирования биоэнергетического терапевта был законченным, вот это профессионально и этично. Если студенты программы обучения имеют дело с терапевтом, чей процесс не закончен, нет гарантий, что у выпускников будет квалификация, соответствующая стандартам IIBA .

Это, например: можно долго обучаться психоанализу, пройти курс психоанализа и, с точки зрения современных требований, назваться психоаналитиком, но если все же не все шаги в процессе формирования идентичности психоаналитика пройдены, называться психоаналитиком не стоит.

В процессе обучения на СБТ тренеры Института все время обсуждают детали и динамику группы с учетом процесса каждого студента и его характера. Каждый выпускник программы значим для команды тренеров, они присутствуют в их жизни как профессионалы, вовлечены в их процесс с первого семинара. Каждый студент программы узнает от тренера, в какой точке процесса обучения и своего формирования как биоэнергетического терапевта он сейчас находится. Тем самым тренеры развивают своих младших коллег как искушенные в БА профессионалы, в том числе благодаря деликатному обращению со слабостями и незнанию студентов. Благодаря глубокому и искреннему общению возникает группа коллег, вокруг которых создается Институт, центр идентичности биоэнергетических терапевтов.

[1] Скотт Баум, доктор философии, практикующий биоэнергетический психотерапевт, международный тренер IIBA

[2] Сертифицированный биоэнергетический терапевт