Найти тему
Азбука-Аттикус

Секреты чтения или как Сократ предсказал проблемы детей XXI века.

Оглавление

Умение читать — уникальный человеческий навык, который мы опрометчиво считаем врожденным. На самом деле люди изобрели чтение всего несколько тысячелетий назад. За это время произошла настоящая интеллектуальная эволюция нашего вида. С изобретением чтения мы преобразовали саму организацию нашего мозга, что расширило возможности нашего мышления.

«Пруст и кальмар...» — это результат многочисленных исследований языка, чтения и дислексии. В нем когнитивный нейробиолог Марианна Вулф опирается на собственный опыт и на ряд научных подходов. В этом материале мы поделимся удивительными фактами о древней и современной письменности, о детском чтении и о том, как Сократ предсказал проблемы детей XXI века.

Почему Пруст и кальмар?

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Название книги — «Пруст и кальмар. Нейробиология чтения» — интригует. В чем связь французского романиста и моллюска? На самом деле все логично. Марсель Пруст используется здесь как метафора, а кальмар — как аналогия для двух весьма различающихся аспектов чтения.

Марсель Пруст расценивал чтение как некоторый вид интеллектуального «святилища», где люди имеют доступ к тысячам различных реальностей. В иных случаях они никогда бы их не увидели и не поняли. Каждая из этих новых реальностей способна изменить интеллектуальную жизнь читателя, даже не вынуждая его покинуть удобное кресло.

В 1950-е годы ученые исследовали нервную систему кальмара, чтобы понять, как нейроны передают друг другу информацию, как активируются и компенсируют изменения, если что-то пошло не так. Изучение того, что человеческому мозгу приходится делать, чтобы читать , и как он адаптируется, если что-то происходит не так, аналогично экспериментам с кальмаром.

В чем читатели-китайцы похожи на древних шумеров?

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Первая письменность появилась у древнего народа современного Ирака — шумеров. Они использовали многочисленные записи для ведения дел и учета. Внешне символы напоминали подразумеваемые объекты, то есть были пиктографическими. Позже они утратили это свойство и стали логографическими, иначе говоря , более абстрактными.

Китайское письмо похоже на шумерское: в нем большое количество многозначных символов и абстракций. Огромную роль играют звуки. Начинающие читатели запоминают китайские иероглифы, прописывая их снова и снова и доводя до автоматизма. Точно так же древние шумеры учились писать и читать логограммы.

Важность чтения вслух

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Многогранное развитие чтения начинается с младенчества и продолжается, не прерываясь, на протяжении жизни. Когда ребенка в первый раз берут на руки и рассказывают историю, он уже учится понимать речь и, как следствие, читать.

Один из лучших показателей будущего умения читать — то, насколько часто детям рассказывали истории или читали книги в первые пять лет жизни. Здесь прослеживается важная динамика развития: чем больше с детьми разговаривают, тем лучше они понимают устный язык. Возраст от двух до пяти лет — период лингвистической гениальности, поскольку в эти годы они способны овладеть тысячами новых слов.

Если не тратить время на чтение и общение с ребенком, его языковые навыки и воображение не развиваются, и он все больше и больше отстает уже тогда, когда еще не начал читать.

Как связаны эмоциональное развитие и чтение

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Чтение необходимо не только для обогащения словаря и развития фантазии. Когда ребенку читают, он знакомится с целой палитрой эмоций: страхом, счастьем, печалью. Истории и книги становятся для него тем безопасным местом, где можно «примерить» эти чувства на себя.

Постепенно дети понимают более сложные эмоции и приобретают социальный, эмоциональный и когнитивный навык — способность вставать на место другого. Для ребенка это непростой и небыстрый, но крайне важный процесс. Способность понимать остальных людей влечет за собой сопереживание, сочувствие и новые эмоции, столь нужные для детского развития.

Как Сократ предсказал проблемы детей XXI века

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Самостоятельное чтение и письмо неразрывно связаны друг с другом. Когда детям читают, они узнают, что линии на странице обозначают буквы, буквы — слова, слова — предложения, а те составляют историю. Шаг за шагом дети учатся обводить, переписывать и затем писать. Но долго ли письменность будет основным способом коммуникации? Не заменит ли ее более визуальная, цифровая культура? Ведь сегодня можно очень быстро найти любую информацию, из-за чего возникает ложное ощущение ее понимания.

Более двух тысяч лет назад Сократ был также обеспокоен вопросом доступа знаний. Он полагал, что лишь произнесенное, «живое» , слово содействует поиску истины, добродетели и доблести. Написанное, «мертвое» , убеждает человека в его правоте, в то время как он только начал что-то понимать и в чем-то разбираться.

Иллюстрации: Дарья Ключникова
Иллюстрации: Дарья Ключникова

Несмотря на тревоги, переживать не стоит. Умеющий читать мозг со своими способностями цифрового мышления может существовать в разных плоскостях. Современные дети многофункциональны и переключаются от книги к экрану, от журнала к сайту, с одного языка на другой. Сегодня время тратится не на поиск информации, а на ее обработку и анализ более глубоких мыслей, чем раньше. Это ли не доказательство развития мозга под воздействием чтения — нашего главного достижения?

-8

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.