История о четырёх школьных друзьях зафиксирована Хамфри Карпентером в комментариях к письмам Толкина и в биографии автора «Властелина колец», а с выходом художественного фильма в мае 2019 г. легенда, по-видимому, получит окончательное закрепление. Однако подлинная история юного Толкина и его первых друзей сложнее, хотя и неизвестна тем, кто не вчитывался в «Толкин и Великая война» Джона Гарта, «Спутник и путеводитель по Толкину» Уэйна Хэммонда и Кристины Скалл или в пересказ этих книг в комментариях Марии Артамоновой в вышедшем на русском языке сборнике «Чосер как филолог».
Бирмингемская школа для мальчиков была основана в 1552 г. королём Эдуардом VI, прославленным Марком Твеном в повести «Принц и нищий». В 1860-е–1870-е гг. в этой школе, носящей имя монарха-основателя, учился Артур Руэл Толкин, будущий отец Джона Рональда. Первый раз Толкин-младший пытался попасть в бирмингемскую школу короля Эдуарда в ноябре 1899 г., в семилетнем возрасте, но провалил вступительные испытания.
Второй раз Толкин сдавал экзамены 26–28 июня 1900 г. За эти полгода многое поменялось в его жизни: его мать Мейбл приняла католичество и лишилась поддержки большинства родственников; она стала водить его с братом в католическую церковь и наставлять в вере.
Толкина приняли, и ежегодную плату за обучение в размере 12 фунтов стерлингов стал вносить его дядя по линии отца. С осени 1900 г. он начал учиться в 11-м классе, а следующей осенью пошёл сразу в 8-й.
Здесь стоит сделать отступление, объяснив сложную схему, по которой ученики разного возраста могли оказываться в одном классе, а ровесники – в разных. Самым младшим был 13-й класс; после 8-го класса шли три класса, не имеющих номеров: нижней ступени, верхней ступени и завершающий переход. После завершающего переход класса ученики должны были идти либо на классическое (или литературное) отделение, либо на современное (или естественно-научное) отделение. Седьмой класс на классическом отделении отсутствовал, и ученики, подобно Толкину, избравшие этот путь, переходили после восьмого класса сразу в шестой. Ученикам, стремившимся впоследствии поступать на гуманитарные или математические специальности в вузах (математика преподавалась на обоих отделениях в равном объёме) рекомендовалось идти на классическое отделение. Ученики не были обязаны обучаться в каждом классе одинаковое время, и более способные могли переходить в следующий класс раньше, или даже перескакивать через класс. Те, кто собирался поступать в университет, оставались в первом, выпускном, классе, дольше, чем те, кто не планировал получать высшее образование.
В начале 1902 г. Мейбл Толкин перевела Рональда и его младшего брата Хилари из школы короля Эдуарда в католическую школу Св. Филиппа при Оратории, но хотя плата там и была ниже, преподавание и условия обучения – хуже. Поэтому летом мать вновь стала обучать детей сама, а в ноябре 1902 г. Толкин ещё раз успешно сдал экзамены в свою прежнюю школу и был вознаграждён стипендией, освобождавшей его от платы за обучение (впоследствии стипендия несколько раз продлялась).
С весеннего триместра 1903 г. Толкин начал учиться в классе нижней ступени, по итогам учебного года стал 11-м из 24 учеников и той же осенью перешёл сразу в 6-й класс классического отделения. Однако в апреле 1904 г. из-за болезни матери Толкин был вынужден переехать к своей тёте Джейн Нив и прервать обучение в школе. Он вновь стал посещать занятия с сентября, снова в 6-м классе, но в декабре, после смерти матери, в рейтинге одноклассников он оказался лишь на 11-м месте из 14. В следующем, 1905-м, году Рональд стал первым учеником в классе и был награждён книгой «Римская история» У. Кейпса, с золотым оттиском одной из школьных печатей.
Осенью 1905 года Толкин перешёл в 5-й класс. Там он впервые встретился с Кристофером Люком Уайзменом (1893–1973), ставшим его ближайшим другом в школьные годы. По словам Кристофера, они встретились на поле для регби. Ученики школы были разделены на четыре «дома», названных по фамилиям преподавателей и имеющих собственные цвета. Рональд и Крис были среди «красных» дома Межерса, соперничавшем с «зелёными» дома Ричардса; кроме того, в старших классах оба они входили в сборную школы. Они называли себя «великими братьями-близнецами; кроме общих занятий спортом, их объединяли интерес к британской археологии, артуровским легндам, древним письменностям и филологии. Однако это была не только дружба, но и соперничество, сопровождаемое спорами: оба являлись убеждёнными христианами, но Рональд принадлежал к Римско-католической церкви, а Крис происходил из семьи видных деятелей общины методистов; Уайзмен был талантливым математиком (именно с этой сферой деятельности будет связана вся его профессиональная деятельность после школы) и музыкантом (в дальнейшем он будет сочинять религиозные гимны), а у Толкина не было слуха, зато он рисовал и проявлял интерес к происхождению слов и развитию языков.
Об увлечении придуманными языками, которым один друг попытался заразить другого, рассказал исследователь Джон Гарт в книге «Толкин и Великая война».
«Принижая свои достоинства, Уайзмен позже вспоминал:
"<…> На самом деле Джон Рональд дошел до того, что создал язык L и второй язык LL, которым стал язык L через несколько веков. Он пытался посвятить меня в один из придуманных им языков и написал мне открытку на нем. Он сказал, что я могу ответить ему на том же языке, но на счет этого он ошибался"
Филология находилась в центре страстного спора между ними» (перевод Ю. Масленковой). Много десятилетий спустя Уайзмен признавался, что изобретение языков было краеугольным камнем их юношеской дружбы. «Конструирование языков удовлетворяло творческие порывы, а также отвечало желанию иметь жаргон, который будет "служить тайному или гонимому обществу или"– в случае Великих Братьев-близнецов - "тем, кто, повинуясь странному инстинкту, притворяется членом такого общества"» (перевод Ю. Масленковой, за исключением цитат из эссе «Тайный порок» в переводе М. Артамоновой).
В конце осеннего триместра 1905 г. Толкин стал первым учеником в пятом классе, Уайзмен – вторым. В весенний или летний триместр 1906 г. Рональд перешёл в следующий, четвёртый, класс и по итогам года вновь опередил Криса: в рейтинге он оказался вторым (особо отметим приз за успехи в грамматике), а друг – шестым. После летних каникул друзья переходят в третий класс, в конце осеннего триместра 1906 г. Рональд стал четвёртым (из двадцати учеников), а Крис – восьмым.
Третьим классом руководил Элджи Межерс, тот самый, в честь которого был назван дом, чей цвет защищали Толкин и Уайзмен на поле для регби. Вторым и первым классом (в котором те, кто желал поступить в университет, могли учиться несколько лет) руководили совместно Межерс и директор школы Роберт Кэри Гилсон. Перейдя во второй класс в весеннем триместре 1907 г., Толкин оторвался от своего друга, а к концу учебного года и здесь стал четвёртым из двадцати. Той же осенью Рональд пошёл в первый класс (в котором проучился до 1911 г.), а Крис догнал его ровно через год, в 1908-м.
Третьим близким другом (а впоследствии одним из основателей ЧКБО) стал Винсент Траут (1893–1912), с которым Рональд познакомился в том же 1905 г., что и с Крисом. Винсент увлекался поэзией романтизма, сам писал неплохие стихи и тоже играл в регби. В старших классах Траут, как и Толкин, войдёт в состав дискуссионного и литературного клубов и будет заведовать школьной библиотекой.
«Всем было знакомо его мрачное упорство на футбольном [т.е. регбийном – примечание переводчика] поле и проявляемое в дебатах эксцентричное чувство юмора. В поэзии он находил самые конгениальные средства выражения, а некоторые из его стихов демонстрируют, как глубоко он ощущал языки и владел им. Но он был настоящим художником, с присущей художнику любовью к природе и острым чувством прекрасного в пластике, живописи и музыке так же, как и в литературе. Хотя он был довольно скромным и порой напоминал тугодума, необыкновенная глубина характера удерживала рядом всех, кто его знал. Его влияние было глубоким и масштабным, и всегда было призвано способствовать порядку, учтивости и чести», – напишут о Трауте, ушедшим из жизни восемнадцатилетним, в «Хрониках школы короля Эдуарда» в 1912 г.
Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.
Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!