Найти в Дзене
Всё о мире Толкина

Первые школьные друзья

История о четырёх школьных друзьях зафиксирована Хамфри Карпентером в комментариях к письмам Толкина и в биографии автора «Властелина колец», а с выходом художественного фильма в мае 2019 г. легенда, по-видимому, получит окончательное закрепление. Однако подлинная история юного Толкина и его первых друзей сложнее, хотя и неизвестна тем, кто не вчитывался в «Толкин и Великая война» Джона Гарта, «Спутник и путеводитель по Толкину» Уэйна Хэммонда и Кристины Скалл или в пересказ этих книг в комментариях Марии Артамоновой в вышедшем на русском языке сборнике «Чосер как филолог».

Школа короля Эдуарда в 1905 г.
Школа короля Эдуарда в 1905 г.

Бирмингемская школа для мальчиков была основана в 1552 г. королём Эдуардом VI, прославленным Марком Твеном в повести «Принц и нищий». В 1860-е–1870-е гг. в этой школе, носящей имя монарха-основателя, учился Артур Руэл Толкин, будущий отец Джона Рональда. Первый раз Толкин-младший пытался попасть в бирмингемскую школу короля Эдуарда в ноябре 1899 г., в семилетнем возрасте, но провалил вступительные испытания.

Второй раз Толкин сдавал экзамены 26–28 июня 1900 г. За эти полгода многое поменялось в его жизни: его мать Мейбл приняла католичество и лишилась поддержки большинства родственников; она стала водить его с братом в католическую церковь и наставлять в вере.

Толкина приняли, и ежегодную плату за обучение в размере 12 фунтов стерлингов стал вносить его дядя по линии отца. С осени 1900 г. он начал учиться в 11-м классе, а следующей осенью пошёл сразу в 8-й.

Здесь стоит сделать отступление, объяснив сложную схему, по которой ученики разного возраста могли оказываться в одном классе, а ровесники – в разных. Самым младшим был 13-й класс; после 8-го класса шли три класса, не имеющих номеров: нижней ступени, верхней ступени и завершающий переход. После завершающего переход класса ученики должны были идти либо на классическое (или литературное) отделение, либо на современное (или естественно-научное) отделение. Седьмой класс на классическом отделении отсутствовал, и ученики, подобно Толкину, избравшие этот путь, переходили после восьмого класса сразу в шестой. Ученикам, стремившимся впоследствии поступать на гуманитарные или математические специальности в вузах (математика преподавалась на обоих отделениях в равном объёме) рекомендовалось идти на классическое отделение. Ученики не были обязаны обучаться в каждом классе одинаковое время, и более способные могли переходить в следующий класс раньше, или даже перескакивать через класс. Те, кто собирался поступать в университет, оставались в первом, выпускном, классе, дольше, чем те, кто не планировал получать высшее образование.

Преподаватели школы короля Эдуарда. 1906 г. В центре – директор Роберт Кэри Гилсон, справа со скрещёнными руками стоит Элджи Межерс.
Преподаватели школы короля Эдуарда. 1906 г. В центре – директор Роберт Кэри Гилсон, справа со скрещёнными руками стоит Элджи Межерс.

В начале 1902 г. Мейбл Толкин перевела Рональда и его младшего брата Хилари из школы короля Эдуарда в католическую школу Св. Филиппа при Оратории, но хотя плата там и была ниже, преподавание и условия обучения – хуже. Поэтому летом мать вновь стала обучать детей сама, а в ноябре 1902 г. Толкин ещё раз успешно сдал экзамены в свою прежнюю школу и был вознаграждён стипендией, освобождавшей его от платы за обучение (впоследствии стипендия несколько раз продлялась).

С весеннего триместра 1903 г. Толкин начал учиться в классе нижней ступени, по итогам учебного года стал 11-м из 24 учеников и той же осенью перешёл сразу в 6-й класс классического отделения. Однако в апреле 1904 г. из-за болезни матери Толкин был вынужден переехать к своей тёте Джейн Нив и прервать обучение в школе. Он вновь стал посещать занятия с сентября, снова в 6-м классе, но в декабре, после смерти матери, в рейтинге одноклассников он оказался лишь на 11-м месте из 14. В следующем, 1905-м, году Рональд стал первым учеником в классе и был награждён книгой «Римская история» У. Кейпса, с золотым оттиском одной из школьных печатей.

Хилари (второй слева в заднем ряду) и Рональд (второй справа в заднем ряду) Толкины.
Хилари (второй слева в заднем ряду) и Рональд (второй справа в заднем ряду) Толкины.

Осенью 1905 года Толкин перешёл в 5-й класс. Там он впервые встретился с Кристофером Люком Уайзменом (1893–1973), ставшим его ближайшим другом в школьные годы. По словам Кристофера, они встретились на поле для регби. Ученики школы были разделены на четыре «дома», названных по фамилиям преподавателей и имеющих собственные цвета. Рональд и Крис были среди «красных» дома Межерса, соперничавшем с «зелёными» дома Ричардса; кроме того, в старших классах оба они входили в сборную школы. Они называли себя «великими братьями-близнецами; кроме общих занятий спортом, их объединяли интерес к британской археологии, артуровским легндам, древним письменностям и филологии. Однако это была не только дружба, но и соперничество, сопровождаемое спорами: оба являлись убеждёнными христианами, но Рональд принадлежал к Римско-католической церкви, а Крис происходил из семьи видных деятелей общины методистов; Уайзмен был талантливым математиком (именно с этой сферой деятельности будет связана вся его профессиональная деятельность после школы) и музыкантом (в дальнейшем он будет сочинять религиозные гимны), а у Толкина не было слуха, зато он рисовал и проявлял интерес к происхождению слов и развитию языков.

Толкин (в центре) и Уайзмен (справа от него).
Толкин (в центре) и Уайзмен (справа от него).

Об увлечении придуманными языками, которым один друг попытался заразить другого, рассказал исследователь Джон Гарт в книге «Толкин и Великая война».

«Принижая свои достоинства, Уайзмен позже вспоминал:

"<…> На самом деле Джон Рональд дошел до того, что создал язык L и второй язык LL, которым стал язык L через несколько веков. Он пытался посвятить меня в один из придуманных им языков и написал мне открытку на нем. Он сказал, что я могу ответить ему на том же языке, но на счет этого он ошибался"

Филология находилась в центре страстного спора между ними» (перевод Ю. Масленковой). Много десятилетий спустя Уайзмен признавался, что изобретение языков было краеугольным камнем их юношеской дружбы. «Конструирование языков удовлетворяло творческие порывы, а также отвечало желанию иметь жаргон, который будет "служить тайному или гонимому обществу или"– в случае Великих Братьев-близнецов - "тем, кто, повинуясь странному инстинкту, притворяется членом такого общества"» (перевод Ю. Масленковой, за исключением цитат из эссе «Тайный порок» в переводе М. Артамоновой).

В конце осеннего триместра 1905 г. Толкин стал первым учеником в пятом классе, Уайзмен – вторым. В весенний или летний триместр 1906 г. Рональд перешёл в следующий, четвёртый, класс и по итогам года вновь опередил Криса: в рейтинге он оказался вторым (особо отметим приз за успехи в грамматике), а друг – шестым. После летних каникул друзья переходят в третий класс, в конце осеннего триместра 1906 г. Рональд стал четвёртым (из двадцати учеников), а Крис – восьмым.

Третьим классом руководил Элджи Межерс, тот самый, в честь которого был назван дом, чей цвет защищали Толкин и Уайзмен на поле для регби. Вторым и первым классом (в котором те, кто желал поступить в университет, могли учиться несколько лет) руководили совместно Межерс и директор школы Роберт Кэри Гилсон. Перейдя во второй класс в весеннем триместре 1907 г., Толкин оторвался от своего друга, а к концу учебного года и здесь стал четвёртым из двадцати. Той же осенью Рональд пошёл в первый класс (в котором проучился до 1911 г.), а Крис догнал его ровно через год, в 1908-м.

Элджи Межерс и его «дом». Толкин сидит слева от Межерса, Уайзмен сидит крайним справа.
Элджи Межерс и его «дом». Толкин сидит слева от Межерса, Уайзмен сидит крайним справа.

Третьим близким другом (а впоследствии одним из основателей ЧКБО) стал Винсент Траут (1893–1912), с которым Рональд познакомился в том же 1905 г., что и с Крисом. Винсент увлекался поэзией романтизма, сам писал неплохие стихи и тоже играл в регби. В старших классах Траут, как и Толкин, войдёт в состав дискуссионного и литературного клубов и будет заведовать школьной библиотекой.

«Всем было знакомо его мрачное упорство на футбольном [т.е. регбийном – примечание переводчика] поле и проявляемое в дебатах эксцентричное чувство юмора. В поэзии он находил самые конгениальные средства выражения, а некоторые из его стихов демонстрируют, как глубоко он ощущал языки и владел им. Но он был настоящим художником, с присущей художнику любовью к природе и острым чувством прекрасного в пластике, живописи и музыке так же, как и в литературе. Хотя он был довольно скромным и порой напоминал тугодума, необыкновенная глубина характера удерживала рядом всех, кто его знал. Его влияние было глубоким и масштабным, и всегда было призвано способствовать порядку, учтивости и чести», – напишут о Трауте, ушедшим из жизни восемнадцатилетним, в «Хрониках школы короля Эдуарда» в 1912 г.

На фотографии 1912 г. ученик, сидящий крайним справа, подписан Толкином как «Т. Траут», вероятно, это родственник Винсента Траута.
На фотографии 1912 г. ученик, сидящий крайним справа, подписан Толкином как «Т. Траут», вероятно, это родственник Винсента Траута.

Автор статьи - Константин Пирожков. Публикация статьи на Дзене одобрена автором. Оригинальный материал - здесь.

-7

Вступайте в группу ВКонтакте - самый масштабный информационный ресурс о мифологии Толкина в СНГ!