Инклюзивный детский отдых – это то, что в последние годы активно обсуждают буквально все в индустрии детских оздоровительных лагерей. Что это такое и почему это так важно?
Слово «инклюзия» происходит от латинского include , что переводится как «включать». В психологии и педагогике им называют принцип включения в общественную жизнь детей с ограниченными возможностями. Инклюзивным может быть как образование – в школах, детских садах и других учебных заведениях, так и детский отдых.
В инклюзивных лагерях наравне со всеми детьми отдыхают дети с инвалидностью и дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом, в отличие от интеграции, инклюзия предполагает специальные условия, поэтому в инклюзивных лагерях реализуется адаптированная программа, а помещения переоборудованы под потребности детей.
В России первые инклюзивные смены были проведены МОСГОРТУРом в подмосковном лагере «Радуга» летом 2015 года. Там вместе с обычными детьми из московских семей отдыхали дети с синдромом Дауна.
Зачем такой отдых детям с особенностями здоровья?
Нередко дети с различными особенностями здоровья лишены того, что, казалось бы, доступно и привычно всем. Например, полноценного общения со сверстниками и условий для развития творческих способностей. И для них лагерь, впрочем, как и для всех детей, – это возможность для социализации и самореализации. Здесь они участвуют в мастер-классах, играют, готовят с другими детьми номера для общелагерных мероприятий и обсуждают с отрядом прошедший день на вечерних огоньках.
Кроме того, лагерь – это место, где ребенок учится быть самостоятельным, и полезные в быту навыки там формируются быстрее, чем дома. Ребенок сам умывается, одевается, заправляет кровать и ест. При необходимости детям помогают воспитатели и вожатые, которые, к слову, имеют специальную квалификацию или проходят дополнительное обучение для работы с детьми с различными особенностями здоровья.
Зачем инклюзивные лагеря остальным?
Взаимодействие с людьми с особенностями здоровья с самого раннего возраста позволяет сформировать у ребенка правильные взгляды и ценности: что в основе любых отношений лежит взаимное уважение, что все люди равны, но некоторым требуется больше усилий для выполнения повседневных задач, и что необходимо помогать тем, кто нуждается в помощи.
Общение с ребенком с особенностями здоровья позволяет ребенку, не имеющему таких особенностей, осознать, что инвалидность не делает человека плохим. И именно в инклюзивном лагере создаются все условия для такого общения. А общие цели и командная работа способствуют формированию в коллективе дружеской атмосферы.
Бывает, что кто-то в отряде по каким-то причинам не принимает ребенка, который отличается от других, – смеется над ним или проявляет агрессию. И такое случается не только из-за особенностей здоровья. Тогда вожатые проводят беседу и объясняют, почему такое поведение недопустимо. А для ребенка, в адрес которого направлены насмешки, формируется так называемая «ситуация успеха». Например, проводится мероприятие, во время которого ребенок может выступить с творческим номером, или просто подбирается занятие под его способности и интересы. Кроме того, вожатый, посоветовавшись с воспитателем или методистом, может организовать тематический день, специальный «огонек» на сплочение или коллективное творческое дело.