Найти тему

Многоцелевой самолет Moran-Saulnier G/Н: даже если не вооружен, то опасен

Приветствую вас друзья! Этот маленький полотняный моноплан, созданный как спортивная машина, но волею судьбы вставшая "на тропу войны", в руках опытных и бесстрашных пилотов не раз становился грозным оружием.

Французская компания Moran-Saulnier в 1911 году выпустила очень удачный моноплан с ротативным двигателем "Гном" мощностью 50 л. с. получивший обозначение тип А.

Moran-Saulnier type A был поначалу очень похож на самолет "Блерио"
Moran-Saulnier type A был поначалу очень похож на самолет "Блерио"

Он был принят на вооружение французской армии в качестве учебно -тренировочной машины. Кроме Франции самолет поставлялся для ВМС Бразилии - в поплавковом варианте, Великобритании, Аргентины. Каждой из стран было поставлено от одной до трех машин. Самолетом заинтересовались также в России, которая выдала фирме заказ на несколько самолетов с более мощными двигателями в 80 л. с. - эти машины получили обозначение М. S. тип С, а также в Румынии, куда было отправлено два аэроплана.

В 1912 году появилась следующая модель самолета, получившая наименование Moran-Saulnier "G" и её одноместная версия "H".

Moran-Saulnier "H"
Moran-Saulnier "H"

Двухместная версия имела несколько больший размах крыла (10,2 м против 9,3 м у модели "Н") и соответственно большую его площадь, но уступала в скорости. Модель "Н" наоборот была более скоростной, но уступала в грузоподъемности. Фирма «Моран» строила самолеты Type G и их модификации с 1913 по 1915 гг. Было выпущено примерно 500 машин.

До войны самолет успел прославиться как спортивный и рекордный. Приведем лишь несколько примеров.

Ролан Гарро (1888-1918) - французский летчик, спортсмен, один из пионеров истребительной авиации. Его именем назван знаменитый теннисный турнир -Открытый чемпионат Франции по теннису.
Ролан Гарро (1888-1918) - французский летчик, спортсмен, один из пионеров истребительной авиации. Его именем назван знаменитый теннисный турнир -Открытый чемпионат Франции по теннису.

В апреле 1913 года французский летчик Ролан Гарро на "моране" занял второе место на гонках "Кубка Шнейдера", престижных авиагонках того времени. 26 июня английский пилот Клод Грэхэм-Уайт совершил перелет Париж - Лондон через Гавр, Булонь-сюр-Мер и Дувр, преодолев за день 500 километров. В России 11 июля 1914 года перелет из Москвы в С.-Петербург за 5 часов на "Моране" G совершил уже известный тогда летчик Петр Николаевич Нестеров. 23 сентября, снова Ролан Гарро на поплавковом "Моране" G с 60-сильным мотором "Гном" пересек Средиземное море, стартовав во Фрежюсе на юге Франции и приземлившись в Бизерте.

По конструкции самолет представлял собой одноместный расчалочный моноплан деревянной конструкции со средним расположением крыла. Фюзеляж ферменной коробчатой конструкции, каркас выполнен из деревянных реек. Сверху он обшивался полотном, пропитанным эмалитом.

Крыло двухлонжеронное: лонжероны и нервюры деревянные, обшивка крыла полотняная.Крыло крепилось тремя парами проволочных растяжек через «кабаны» перед кабиной пилота и под фюзеляжем. Профиль крыла самолета был тонким, сильно вогнутым - такое решение, найденное интуитивно оказалось оптимальным для небольших скоростей. Элероны отсутствовали - управление по крену осуществлялось перекосом задней кромки крыла (т.н. гоширование).

Хвостовое оперение состояло из рулей высоты и поворота. Каркасы рулей изготавливались из стальных труб.

На самолет устанавливался ротативный двигатель воздушного охлаждения "Рон", мощностью 80 л.с. приводивший во вращение двухлопастный воздушный винт. на ранних машинах ставился 50-сильный мотор. Двигатель закрывался металлическим капотом подковообразной формы. Топливных баков было два: один - передний, расположенный сразу за мотором разделялся перегородкой на две части - для масла и для бензина, второй - дополнительный устанавливался за кабиной пилота. В баки подавался воздух от расположенного на двигателе компрессора, и топливо к жиклеру карбюратора поступало под давлением.

Шасси на стойках из стальных каплевидных труб, имело шнуровую резиновую амортизацию.

Самолет был очень прост в подготовке к полету: прямо на летном поле два механика собирали из ящиков самолет и отправить в полет за 11 минут.

Изначально самолет, задуманный как спортивный, не планировалось оснащать вооружением - в начале войны единственным оружием пилота был его личный револьвер или пистолет.

Кроме Франции, лицензионное производство "Моранов" G/H было развернуто в Англии фирмой "Грэхем-Уайт" - до начала войны там построили и передали в RFC 34 машины, и в России на заводах "Дукс" в Москве, "Лебедь" в Петрограде и "Анатра" в Одессе.

С началом Первой мировой войны "мораны" стали активно использоваться для ведения разведки и в качестве самолетов связи. Их применяли французы, русские, англичане. Во французской авиации машина быстро была переведена в учебные части.

Moran-Saulnier "H" французских ВВС из Эскадрильи обороны Парижа, осень 1914 года.
Moran-Saulnier "H" французских ВВС из Эскадрильи обороны Парижа, осень 1914 года.

Летом 1915 года было построено два самолета вооруженных пулеметом Гочкис Mle.1909, которые могли стрелять сквозь ометаемую поверхность винта, на лопастях которого были установлены стальные отсекатели, но в серию машины не пошли и остались в виде прототипов.

Британский Morane H, Королевского летного корпуса, выпущенный фирмой "Грэхем-Уайт"
Британский Morane H, Королевского летного корпуса, выпущенный фирмой "Грэхем-Уайт"

Некоторое количество трофейных самолетов использовали и немцы. Позже в Германии наладили выпуск нелицензионной копии под обозначением "Pfalz" Е.1

Германский истребитель Pfalz E.1 - нелицензионная копия "морана". В отличие от своего французского собрата сразу создавался как истребитель и оснащался синхронным пулеметом.
Германский истребитель Pfalz E.1 - нелицензионная копия "морана". В отличие от своего французского собрата сразу создавался как истребитель и оснащался синхронным пулеметом.

Широко применялся в России: к началу войны "мораны" составляли основу корпусных авиоотрядов.

Moran-Saulnier G в качестве разведчика - обратите внимание на вырез в крыле. Он сделан для лучшего обзора вниз и закрывался прозрачным материалом.
Moran-Saulnier G в качестве разведчика - обратите внимание на вырез в крыле. Он сделан для лучшего обзора вниз и закрывался прозрачным материалом.

Иногда применялись не только в качестве разведчиков, но и в качестве легких бомбардировщиков.

Moran-Saulnier русской армии с подвешенной бомбой. Источник https://naukatehnika.com
Moran-Saulnier русской армии с подвешенной бомбой. Источник https://naukatehnika.com

Естественно самолеты враждующих сторон нередко встречались в небе друг с другом. Летчики воюющих стран стали озадачиваться вопросом как помешать противнику вести воздушную разведку в расположении своих войск.Чаще всего дело сводилось к перестрелке из револьверов и карабинов, к слову в большинстве случаев безрезультатной. Были и более оригинальные идеи: привязать гирю на тросе или якорь кошку, чтобы зацепить и разрушить аэроплан противника, на хвосте закрепляли пилу для вспарывания оболочек дирижаблей и аэростатов наблюдения. Также пытались используя преимущество в высоте сбросить на вражескую машину небольшие бомбы. Но все это было не очень надежно.

Более эффективный способ борьбы в воздухе выбрал русский военный летчик штабс-капитан П.Н. Нестеров.

Петр Николаевич Нестеров (1887-1914)- выдающийся русский летчик, основатель высшего пилотажа.
Петр Николаевич Нестеров (1887-1914)- выдающийся русский летчик, основатель высшего пилотажа.

26 августа 1914 года он на своем Moran-Saulnier "G" недалеко от г. Жолкиев (Галиция) догнал австрийский самолет-разведчик "Альбатрос" В.1 и ударил его колесами своего самолета по верхнему крылу, после чего он потерял управление и упал на землю. Однако и самолет Нестерова получил повреждения, а самого летчика выбросило из кабины. Это был первый в истории авиации воздушный таран.

Так современный художник изобразил самолет П.Н. Нестерова, идущий на таран австрийского "Альбатроса" Изображение взято в Яндекс Картинки
Так современный художник изобразил самолет П.Н. Нестерова, идущий на таран австрийского "Альбатроса" Изображение взято в Яндекс Картинки

18 марта 1915 году другой русский летчик штабс-капитан А.А. Казаков также на "Моране" таранил неприятельский самолет: заметив в воздухе германский аэроплан, проводивший разведку в районе с. Гузов, Казаков взлетел на перехват.

Александр Александрович Казаков (1889-1919) - самый результативный летчик-истребитель русской авиации в годы первой мировой войны.
Александр Александрович Казаков (1889-1919) - самый результативный летчик-истребитель русской авиации в годы первой мировой войны.

Немцы сбросили бомбы на летное поле, пытаясь не дать взлететь русскому аэроплану. Но напрасно. "Моран" под управлением русского летчика настиг врага на отходе. Попытка зацепить немецкий самолет якорем -кошкой, закрепленным на тросе не удалась и тогда Казаков принял решение повторить прием Нестерова - таранить врага.

Моран "Ж" военного летчика штабс-капитана А.А. Казакова. Именно на нем  был совершен таран 18 марта 1915 года.
Моран "Ж" военного летчика штабс-капитана А.А. Казакова. Именно на нем был совершен таран 18 марта 1915 года.

Он ударил германский "Альбатрос" колесами своего аппарата по верхнему крылу, после чего тот начал полетел вниз, разваливаясь в воздухе. Сам Казаков приземлился, хотя и не слишком мягко: из-за подломившихся от удара стоек шасси его "Моран" перевернулся. К счастью, обошлось без серьезных травм. За свой подвиг отважный офицер был награжден золотым Георгиевским оружием. Это был второй воздушный таран в истории и первый, в котором пилот остался жив и сумел посадить свою машину.

Были и попытки попытки установки на самолет пулемета. Предпринимались они непосредственно в строевых частях. Как правило ставили его так, чтобы можно было стрелять поверх пропеллера. Во Франции монтировался на стойках 8-мм пулемет Гочкиса Мle.1909. В России устанавливались пулеметы системы "Кольт" и "Мадсен".

"Моран Ж" русских ВВС с установленным ружьем-пулеметом "Мадсен"
"Моран Ж" русских ВВС с установленным ружьем-пулеметом "Мадсен"

В годы первой мировой войны прогресс авиации шел буквально семимильными шагами. Самолеты устаревали уже через несколько месяцев, после вступления в строй. Так произошло и с Moran-Saulnier "G" - уже в начале 1916 года его тактико-технические характеристики перестали соответствовать требования времени и самолет был выведен из строевых частей и перешел в разряд учебных. На русском фронте он применялся от 1917 года, что было связано с нехваткой самолетов в русской армии. В начале гражданской войны некоторое число Моран Ж было найдено в авиапарках, летных школах и строевых частях, вошедших в состав формируемого Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Они использовались до конца гражданской войны в основном как разведчики и учебные самолеты.

Летающая реплика "Морана" G.
Летающая реплика "Морана" G.

Источники: А.С. Шепс " Самолеты Первой мировой войны Страны Антанты", В. Обухович, А. Никифоров "Самолеты Первой мировой войны". J.M. Bruce "Morane-Saulnier Types N,I,V", С. Мороз"Спортивные и военные самолеты Моран-Солнье Тип G, Тип W и Тип Н"/ Наука и техника (статья https://naukatehnika.com/sportivnyie-voennyie-samoletyi-moran-solne.html)

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх , оставляйте комментарии - это поможет развитию канала! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал. И до новых встреч на "Историческом броневичке"!