Найти в Дзене

Ошибка школьной мотивации

Оглавление

Важные проблемы не решаются "в лоб". Но легко решаются заходом "с тыла".

Я говорю о едва ли не самой эмоционально заряженной и потому самой продаваемой педагогическим около-сообществом теме "Как мотивировать ребенка учиться?"

Короткий ответ: никак.

Никак вы его не мотивируете, если будете мотивировать. А знаете почему?

Почему мотивация "в лоб" не работает?

Кстати, вот похожая ситуация.

Вы никогда не пробовали "эффективно расслабляться"? Даже если не пробовали сами, то наверняка встречали "экспертные" рекомендации.

Давайте по-другому.

Много у вас знакомых, умеющих "эффективно расслабляться"? Уверен - не больше, чем умеющих мотивировать ребенка учиться. :-)

Или вот так :-((

Вот другой пример.

Мотивация лимоном

Можно ли "эффективно выделить слюну"?

Не думаю.

При том, что это исключительно легко сделать, если:

  • откусить кусочек лимона.
  • Даже просто посмотреть на лимон.
  • Или даже просто представить лимон (кто умеет).

Начинаете понимать, куда я клоню?

Если у вас слюна и не выделилась, то только потому, что пример "заезженный". Зато долго объяснять не требуется.
Если у вас слюна и не выделилась, то только потому, что пример "заезженный". Зато долго объяснять не требуется.

Самый простой способ

Кстати, вот вам "фишка".

Самый простой способ расслабиться (для большинства граждан, не посвятивших годы занятиям йогой или цигун, желательно, не в московском центре, где занятия ведет "сертифицированный инструктор") - это предварительно хорошенько напрячься. Расслабление придет как естественная реакция организма. Как потребность.

Вероятно единственное, чего мы не умеем - избегать удовлетворения естественных потребностей.
Эти деревья не могут не расти, а солнце - не всходить. Это соответствует их внутренней природе, их потребностям.
Эти деревья не могут не расти, а солнце - не всходить. Это соответствует их внутренней природе, их потребностям.

Кстати, и с лимоном такая же штука.

Слюноотделение - естественная реакция организма, неизвестно почему возникающая, но известно, что возникающая. Безотказно, как надежный автомат.

Еще лучше чувствуете, куда я клоню?

То, что мы делаем легко и эффективно, всегда является нашей естественной потребностью.

И второе.

Невозможно воздействовать на потребность напрямую, исключительно "с тыла". Предоставляя желанно-необходимый "продукт", способный естественную потребность удовлетворить.

Остальное - от лукавого. Или от детских педагогов. В смысле, что их уровень понимания - как у малолеток.

Интерес: функция или аргумент?

Я хочу указать на плохо осознаваемый факт: интерес является не аргументом, а функцией, говоря языком школьной математики (а он нынче чрезвычайно усложнен). Интерес - это зависимая переменная, а не независимая, не аргумент.

Продолжив школьную метафору, давайте скажем так.

Если существует функция y = f(x), то не получится повлиять на ее значение y, изменяя какой-нибудь Z. Даже если Z - аргумент, то аргумент совсем другой функции, не функции Y.

Стараясь не переходить определенных границ заметим, что даже потомство мы производим некоторым косвенным образом. Не "в лоб".
Стараясь не переходить определенных границ заметим, что даже потомство мы производим некоторым косвенным образом. Не "в лоб".

Об этом мы говорили в прошлой статье. Вертя перед носом ребенка цветным фантиком, невозможно мотивировать его читать больше, потому, что "разноцветие" фантиков - аргумент поедания конфеток, а отнюдь не потребности читать.

Не получится мотивировать ребенка, "развивать интерес к учебе" и плясками с бубном.

Танцы - аргумент удовлетворения другой потребности. Даже если "пляски с бубном" происходят путем показа разноцветных и даже озвученных презентаций или ютуб-роликов. Все равно - это способ удовлетворения какой-то другой потребности, не потребности учиться, развиваться, напрягаясь.

Кажется, что не напрягаясь, развить хотя бы небольшую способность до сего момента ни у кого не получалось?

Противоречие мотивации

Но получалось противоречие:

  • нужно умственно напрягать ребенка, чтобы развивать его способности
  • нельзя напрягать ребенка, ибо это противоречит естественной потребности энергосбережения. Мозги говорят, чрезвычайно энергоемкий автомат, который включается исключительно в случае естественной необходимости.

Это противоречие вполне разрешимо. Оно всегда разрешалось, пока в прошлом столетии не начались реформы, пока не взялись за дело "ученые - педагоги".

Мы продолжим разговор об этом чуть погодя. И также - не "в лоб"..

А сейчас вы можете поделиться своими мыслями и опытом. Будет действительно интересно.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

"Как понять математику? На примере игры на гитаре)