Старшее поколение наверное помнит первый бразильский сериал на нашем телевидении — «Рабыня Изаура». За перипетиями сюжета мыльной оперы с замиранием сердца следила вся страна, ее героев любили и ненавидели, положительным персонажам искренне сочувствовали, словно это были абсолютно родные люди, тогда как отрицательных всей душой презирали, будто те чем-то сильно провинились в реальной жизни. Но советский зритель тогда не заметил главного — ту мысль, которую хотели внушить те, кто выбирал именно этот сериал для проката на советском телевидении. Речь идёт о противопоставлении двух рабовладельцев — циничного и жестокого, который который заставлял работать при помощи кнута и цепей, и второго, который дал своим рабам «свободу» и платил им деньги. Естественно второй на фоне первого выглядел просто ангелом во плоти — и о своих работниках заботился и права их защищал. Но разве что-то принципиально поменялось тогда в отношениях между работодателем и теми, кто на них работал? Всё то же самое. Один человек единолично присваивал результаты труда тысячи других. «Ангел во плоти» — второй рабовладелец — всё так же ездил по заграницам, кутил в кабаках, пока другие работали на плантациях, превращая свой труд в материальные ценности. И несмотря на то, что бо́льшую часть этих материальных ценностей присваивал «бывший» рабовладелец, теперь по статусу он становился «предпринимателем». И не важно, что своё состояние он сколотил на рабском труде, до этого не платив «зарплаты», выдавая её «натурой» (не напоминает 90-е?), теперь же он приобрёл гордое имя — «капиталист»!
СОВРЕМЕННОЕ РАБСТВО — ЭТО НЕ РАБСТВО ПРОШЛОГО. ОНО ДРУГОЕ. И СТРОИТСЯ ОНО НЕ НА СИЛОВОМ ПРИНУЖДЕНИИ, А НА ИЗМЕНЕНИИ СОЗНАНИЯ. Когда из гордого и свободного человека под воздействием определённых технологий, посредством влияния идеологии, власти денег, страха и циничной лжи получается легко управляемый человек. Как бы это не было печально, рабство всё ещё с нами. Здесь, сегодня и сейчас. Просто длина цепи теперь регулируется количеством звонкой монеты, которые и были отлиты из этих цепей.
Возникает вопрос, почему же современное общество осуждает рабство, но восхваляет капитализм? В большинстве случаев людьми движет желание стать такими же рабовладельцами-капиталистами, когда сотни людей работают на твоё благополучие, ибо бывшие рабовладельцы просто не оставили выбора — либо ты сам становишься рабовладельцем, либо работаёшь на их благополучие. Другого не дано. Именно поэтому капиталистическое общество и построено на алчности, тщеславии, эгоизме, а значит подчиниться воле отдельной личности считается более престижным, чем подчиниться воле общества, коллектива, в котором хоть ты и живешь, но зато во многом свободен от обязанностей перед ним. Только это мнимая свобода, которая убивает всё человеческое начало, заложенное в нашей цивилизации. Конечный итог такого общества — абсолютная деградация, когда не коллективный разум, а отдельные, неподконтрольные обществу личности будут решать, как тебе жить, чем дышать, какой уровень образования тебе получать — здесь всё подчинено «длине цепи»...
А посему разница между капитализмом и коммунизмом, социализмом огромна. Цель капиталистического государства — собрать как можно больше налогов и за счёт этих же налогов не допустить бунта «свободного общества». Цель социалистического государства — распределение доходов на развитие самого общества. Ну а поскольку социализм играет вдолгую, на перспективу, на развитие будущих поколений, то естественно создаётся иллюзия, что капитализм лучше удовлетворяет «человеческие потребности», правда лишь только в «колбасе» и «туалетной бумаге»...
Но если при коммунизме, социализме, человек в принципе не может быть рабом, поскольку сам является частицей этого общества, то при капитализме рабство приобретает скрытые формы, так как в этом обществе даже поощряется угнетение беспринципной личностью, тех, у кого совсем другие понятия о нравственности и человечности
А поэтому я вновь закончу словами Альберта Эйнштейна, в которых очень точно сказано о смысле существования человеческой цивилизации.