Найти тему
Дмитрий Компанец

Гордость за Советскую Инженерию обрушила Ютуб канал и вызвала волну негативных комментариев.

Оглавление
РЕЛЕ ПОВОРОТОВ РС951А
РЕЛЕ ПОВОРОТОВ РС951А

Попавшее недавно ко мне в руки Реле поворотов РС951А мудреным не назовешь. Три контактора , три транзистора и тиристор в цепи защиты от короткого замыкания, Выглядит как раритет или экспонат Электронного музея, НО производится до сих пор и массово работает в автомобилях внушающих уважение.
Ну кто поспорит с СуперМАЗом или БЕЛАЗом ?

В автомобили БЕЛАЗ устанавливают реле поворотов РС951А
В автомобили БЕЛАЗ устанавливают реле поворотов РС951А

Конечно можно найти это реле и в автомобилях и поменьше...

В спец-автомобили устанавливают реле поворотов РС951А.
В спец-автомобили устанавливают реле поворотов РС951А.

Конечно не все реле поворотов РС951А одинаковые ! Разные производители делают разные модификации этого устройства, но Контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов которые обеспечивают большую стабильность частоты переключений и одновременное мигание ламп левого и правого бортов указателей поворотов при аварийной остановке автомобиля.

Контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов
Контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов

Разработанная в годы СССР советскими инженерами, схема данного реле претерпевала со временем лишь незначительные изменения. Запатентованная в Советском Союзе , данная разработка была "с удовольствием" позаимствована зарубежными специалистами и "адаптирована" под запросы капитализма "Сделать по дешевле + Продать по дороже". Стремление к прибыли, согласно Марксу, не имеет ограничений. Так что появившиеся "из за бугра" шедевры достойны созерцания и .... выводы сделайте сами.

ЭТО ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕЛЕ С РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ЭТО ОРИГИНАЛЬНОЕ РЕЛЕ С РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

А вот это предлагается к продаже и поставляется из за границы.

Реле поворота "Маде ИН"
Реле поворота "Маде ИН"

Да, эта грубая подделка на герконах и одном контакторе что то сильно мне напоминает творчество "гениальных" блогеров популяризующих Физику и Электрические схемы.

Реле поворота "Сделано в Китае"
Реле поворота "Сделано в Китае"

Изучая дальше схемотехнику по данному вопросу, я отыскал и вот такие варианты простого и лаконичного устройства

реле поворотов РС951А
реле поворотов РС951А

Это адаптированная реплика настоящего реле со смесью современных полупроводников и старых контакторов (реле), отказаться от которых современная электроника всё еще не может.
Минусом данной схемы может быть отсутствие защиты от короткого замыкания которую добавили в схему
реле поворотов РС951А еще в годы Советской Инженерии.

Так выглядит схема реле поворотов РС951А с защитой от короткого замыкания
Так выглядит схема реле поворотов РС951А с защитой от короткого замыкания

Вот для сравнения такая же схема без защиты от КЗ

Так выглядит схема реле поворотов РС951А без защиты от короткого замыкания
Так выглядит схема реле поворотов РС951А без защиты от короткого замыкания

Чуть подробнее об этом замечательном реле я расскажу ниже, а пока...

ЧТО ВЫЗВАЛО ВОЗМУЩЕНИЕ И РУГАНЬ ?

Короткий ролик на Ютубе в котором я показал настоящее реле и его подделки, сравнив "скопипащенные" схемы и подделки с Самоделками современных "Мастеров Электроники", возможно заканчивается немного пафосно с гордостью за свою Родину = Советский Союз и его славных Инженеров (именно с большой буквы!) вызвал буквально шквал негодования (комментарии с грязной руганью и матами были удалены), а ролик был незамедлительно пессимизирован и сброшен из выдачи.

Я вполне понимаю, что в наши дни раболепие перед западом и уничижение достижений и открытий моей Советской Родины стало нормой. И статьи и ролики о том "Как Советский Союз воровал микросхемы у Запада" куда более выгодны и приветствуются не смотря на явную лживость информации.

Но! Господа ! Провозгласив Толерантность к меньшинствам и геям, разве справедливо так НЕТОЛЕРАНТНО относиться к таким меньшинствам как я ?
Как представитель Советской Школы Инженеров, я весь в негодовании и возмущении! А ведь
известно всем, что когда "Кипит наш разум возмущенный!" мало никому не покажется....

А теперь, сбавив патриотический пыл, расскажу о реле поворотов более подробно с картинками и озвучкой.

КОМУ ЛЕНЬ ЧИТАТЬ - ПОСЛУШАЙТЕ ВИДЕОРОЛИК

РЕЛЕ ПОВОРОТОВ

Сигнализация поворотов осуществляется лампами передних и задних указателей поворота, боковых повторителей поворота, управляемых переключателем указателей поворота. Прерывистый режим работы ламп осуществляется реле-прерывателем указателей поворота (реле поворотов).
Сила света боковых повторителей в переднем направлении 175 -н 700 кд, в заднем направлении 0,3 -- 200 кд.
Сила света передних указателей поворота 175 700 кд, а задних 50 -е- 200 кд. Сила света задних двухрежимных указателей 175 -г 700 кд - днём и 40 -е-120 кд - ночью (это обеспечивает хорошую видимость сигнала днём и снижает слепящее действие ночью).

Двухрежимность обеспечивается последовательным включением в цепь ламп задних поворотов и стоп-сигналов ,резисторов, при включении габаритных фонарей . На некоторых автомобилях используют одну лампочку для задних указателей поворота и сигнала торможения .В этом случае, при одновременной работе указателей поворота и торможении автомобиля, лампочка одного заднего фонаря указывает мигающим светом направление манёвра, а второго - постоянным светом показывает сигнал торможения.

-11

РЕЛЕ-ПРЕРЫВАТЕЛИ УКАЗАТЕЛЕЙ ПОВОРОТОВ

Основным прибором в системе световой сигнализации поворотов и аварийной сигнализации мигающего типа, устанавливаемых на механических транспортных средствах, является реле-прерыватель (реле поворотов), периодически включающий сигнальные лампы бортовых фонарей указателей поворота.

Немного истории : Большинство выпускаемых раньше транспортных средств оборудовано термоэлектро-магнитными прерывателями.

Световая сигнализация поворотов состоит из электромагнитного прерывателя, изменяющего накал контрольной и сигнальных ламп, переключателя , включающего сигнальные лампы правого или левого бортов с боковыми повторителями .
Лампы боковых повторителей включены параллельно сигнальным лампам. Контрольная лампа установлена на щитке приборов для сигнализации о работе и исправности сигнальных ламп поворотов.

-12

Способ подключения контрольной лампы зависит от типа прерывателя.

ЭЛЕКТРОННЫЕ КОНТАКТНЫЕ И БЕСКОНТАКТНЫЕ РЕЛЕ ПОВОРОТОВ

На большинстве современных автомобилях устанавливают контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов, которые обеспечивают большую стабильность частоты переключений и одновременное мигание ламп левого и правого бортов указателей поворотов при аварийной остановке автомобиля.

Контактно-транзисторные прерыватели
Контактно-транзисторные прерыватели

Контактно-транзисторные прерыватели указателей поворотов состоят из задающего генератора импульсов, выполненного на транзисторах, коммутатора сигнальных ламп, представляющего собой электромеханическое реле, устройства контроля исправности сигнальных ламп и их цепей, защитного устройства для предохранения элементов прерывателя от перегрузок в момент короткого замыкания в цепи сигнальных ламп.

КОНТАКТНО-ТРАНЗИСТОРНЫЕ РЕЛЕ ПОВОРОТОВ НА 24 ВОЛЬТА

РЕЛЕ ПОВОРОТОВ РС951А

На автомобили с 24-вольтовым напряжением в бортовой сети устанавливаются указатели поворотов с прерывателем РС951А , например, на автомобили КамАЗ.

автомобили КамАЗ
автомобили КамАЗ

Задающий генератор прерывателя выполнен по схеме астабильного мультивибратора с обратной электромеханической связью. Задающий генератор управляет работой коммутатора сигнальных ламп К1 и определяет частоту включения и продолжительность их горения. Реле К2 и КЗ включают контрольные лампы указателей поворотов тягача и прицепа в кабине водителя.

Схема с прерывателем РС951А
Схема с прерывателем РС951А

Схема защиты от коротких замыканий в цепи сигнальных ламп выполнена на тиристоре VS 1 и транзисторе VT4. Все элементы прерывателя смонтированы на печатной плате, которую устанавливают в пластмассовый кожух. Подключение прерывателя к бортовой сети автомобиля осуществляется с помощью разъемов.

Прерыватель работает в двух режимах: сигнализации направления поворота и сигнализации аварийной остановки.

Первый режим задается при включенном выключателе зажигания ВЗ переключателем указателей поворотов П1 и обеспечивает мигание сигнальных ламп левого или правого борта в зависимости от положения переключателей поворотов.

-16

Схема работает следующим образом.

При включенном выключателе ВЗ и нейтральном положении переключателя поворотов все транзисторы задающего генератора закрыты, так как потенциал базы транзистора VT1, определяемый делителем напряжения R l, R2, ниже потенциала эмиттера, который задается резисторами R4, R5. Транзистор VT1 закрыт и соответственно закрыты транзисторы VT2, VT3, так как каждый предыдущий транзистор включен в цепь базового тока последующего. При закрытом транзисторе VT3 обмотка реле К 1 обесточена и его контакты разомкнуты.

-17

При включении переключателя поворотов в одно из крайних положений по цепи: R4, R8, VD1 - клемма “П” реле поворотов - замкнутые контакты переключателя П1 - обмотки реле К2, КЗ - нити сигнальных ламп, начинает протекать ток. Потенциал эмиттера транзистора VT1 при этом снижается, так как параллельно резистору R5 подключаются резистор R7, диод VD1, обмотки реле К2, КЗ - нити сигнальных ламп (сопротивлением диода, обмоток реле, нитей сигнальных ламп, по сравнению с резисторами, можно пренебречь). Транзистор VT1 открывается, что приводит к открыванию транзисторов VT2, VT3. При открывании транзистора VT3 запитывается обмотка реле К1 и его контакты замыкаются.
При этом нити сигнальных ламп через обмотки реле К2, КЗ и резистор R 14, имеющие малое сопротивление, подключаются непосредственно к аккумуляторной батарее, ток через них увеличивается и лампы загораются. Путь тока при этом следующий: “+” аккумуляторной батареи - амперметр - замкнутые контакты выключателя зажигания ВЗ - контакты 1, 6 выключателя аварийной сигнализации - резистор R14 - замкнутые контакты К 1.1 реле К 1 - контакты переключателя поворотов - обмотки реле К2, КЗ - нити сигнальных ламп тягача и прицепа.

-18

При замыкании контактов К 1.1 реле К1 потенциал эмиттера транзистора VT1 повышается, так как через резистор R8 и диод VD1 ток прекращается. Однако транзистор VT1 остается в открытом состоянии, так как в этот момент начинается заряд конденсатора С 1 по цепи: “+” прерывателя - резистор R 14 - контакты реле К 1 - конденсатор С1 - резистор R7 и далее по двум параллельным ветвям: резистор R2, и переход базаэмиттер транзистора VT1 - резистор R5 - корпус автомобиля. Ток заряда конденсатора С 1 создает на резисторе R2 дополнительное смещение и пока конденсатор заряжается, транзистор VT1 остается открытым. При прекращении заряда конденсатора падение напряжения на резисторе R2 уменьшается и транзистор VT1 запирается, что приводит к запиранию транзисторов VT2, VT3 и обесточиванию обмотки реле К1, контакты реле К1 размыкаются. И в этот момент начинает разряжаться конденсатор С 1. Путь тока разряда: конденсатор С 1 - переключатель поворотов - обмотки реле К2, КЗ - нити сигнальных ламп - корпус автомобиля - резистор R2, резистор R7.

При разряде конденсатора потенциал базы транзистора VT1 уменьшается, и он остается запертым. После разряда конденсатора транзистор VT1 вновь открывается и описанный процесс повторяется.

Таким образом, частота и время включения сигнальных ламп обусловлены зарядно-разрядными процессами в конденсаторе С1 и определяются постоянными времени заряда T 3vp=R*vp-C1 и разряда Т РЧ1Р — R.PA1P * С1, где R3ap и Rpa3p - суммарные сопротивления зарядной и разрядной цепи.

-19

Реле К2, КЗ своими контактами К2.1, КЗ. 1 включают контрольные лампы в кабине водителя при протекании через их обмотки суммарного тока сигнальных ламп, если лымпы перегорают или в их цепи будет обрыв, то ток через обмотки реле К2, КЗ уменьшается и реле не включает контрольные лампы в кабине водителя, что сигнализирует о

неисправности в цепи сигнальных ламп как тягача, так и прицепа. В то же время частота мигания исправных ламп не изменяется и определяется задающим генератором прерывателя.

В случае короткого замыкания в цепи сигнальных ламп срабатывает защитное устройство, так как ток через проволочный резистор R14 резко увеличивается и транзистор VT4 отпирается, подавая положительный потенциал на управляющий электрод тиристора VS1. Тиристор VS1 открывается; увеличивая потенциал эмиттера транзистора VT1. Транзистор VT1 запирается, вызывая в конечном итоге размыкание контактов реле К 1, что предохраняет от сгорания обмотки реле К2, КЗ и от подгорания контакты реле К 1. Диод VD5 ограничивает максимальное смещение напряжения между базой и эмиттером транзистора VT4 на уровне 0,7 -ь 0,8 В. Конденсатор С2 предохраняет схему защиты от срабатывания при возникновении случайных импульсов.

Цепочка из резистора R 12 и диодаУОЗ защищает транзистор VT3 от ЭДС самоиндукции обмотки релеК1, возникающей при запирании этого транзистора. Диод VD2 и резистор R11 обеспечивает более надежное запирание транзистора VT3. Диод VD4 предохраняет схему прерывателя от обратных напряжений, возникающих при коммутациях в бортовой сети автомобиля.

Режим сигнализации аварийной остановки включается выключателем аварийной сигнализации ВК422. При этом к прерывателю подключаются сигнальные лампы обоих бортов тягача и прицепа одновременно, помимо выключателя зажигания и переключателя поворотов П1. “Плюс” аккумуляторной батареи подается к прерывателю через контакты 2, 6 выключателя аварийной сигнализации; импульсы напряжения на сигнальные лампы обоих бортов подаются от разъема “П” прерывателя через замкнутые контакты 8,5,4. Режим работы прерывателя при сигнализации аварийной остановки не изменяется. При включении аварийной сигнализации одновременно с сигнальными лампами мигает лампочка, вмонтированная в рукоятку выключателя аварийной сигнализации, что свидетельствует о ее включении.