Найти в Дзене
Плоды раздумий

Просто мама

Лена была настроена на уход серьезно. Она долго терпела унижение и насмешки, но не тот она человек, который может позволить себе, чтобы об него вытирали ноги. Собрав свои вещи в чемодан и рюкзак, она молча вышла в прихожую и стала одеваться. Он привычно сидел на диване.

– Как курица на насесте, ведь любимое место, – думала она.

Нагло и самоуверенно он смотрел, как она собирается, и не догадывался , что с завтрашнего дня некому будет приготовить завтрак, выгладить рубашку, постирать носки...Ее больше не будет в его жизни. Ни-ког-да! Лена, бросив ключи на полку, напоследок в сердцах пихнула ногой полку для обуви, где осталась только его обувь, этого самовлюбленного индюка, который не стоил даже одной ее слезинки. А она, Лена, их за полтора года ой как много пролила.

Она открыла дверь своим ключом.

– Ба, я пришла, – и, помолчав, добавила, – насовсем.
– Слава Богу,– послышался голос бабушки из глубины квартиры.
– Ба, я на работу, вечером поговорим, что купить?
–Ты, наверное голодная с утра.

Внучка ее перебила:

Нет, злая, просто злая! Так что купить?
– Молока и хлеба. А то, что злая – это хорошо, поумнела значит.

И полетели дни за днями, такие как раньше, когда они жили вдвоем с бабушкой.

Лена работала на полставки и доучивалась в университете, последний год. Только недавно она поняла, какую интересную профессию она выбрала. Психолог! Может быть будь она бухгалтером или парикмахером, то никогда бы и не ушла от этого индюка, который отобрал у нее полтора года жизни.

С бабушкой они всегда были по особому близки, даже когда были живы родители. А потом она просто заменила ей мать. Бабушка у Лены была не просто бабушкой, Степанида Андреевна доктор исторических наук, она до сих пор в теме, не смотря на свои 76 лет, переписывается с коллегами, пишет статьи в журналы, ведет исследовательскую работу. Это именно она посоветовала внучке идти на факультет психологии.

– Знаешь, Елена, – говорила ей мудрая бабушка, – очень сложно в жизни принять правильное решение, и здесь пословица “Семь раз отмерь, один раз отрежь” очень правильно расписывает порядок наших действий. А вот с пословицей “На ошибках учатся” сложнее, во-первых, люди не сразу понимают, что они совершили ошибку, вон ты, полтора года решала ошиблась или нет, во-вторых, у этой пословицы есть и другой вариант “На чужих ошибках учатся”, тут еще трудней разобраться.
– Надо ли вообще брать во внимание чужие ошибки ведь они никак не касаются твоей личности. Зачем думать о том, что твоя сокурсница ошиблась в выборе профессии, ведь не будешь ты бросать на пятом курсе учебу, чтоб последовать ее примеру. Философия? Нет психология. Мы живем не зная себя, не любя свое Я, не прощая себе своих же ошибок,- философствовала порою Степанида Андреевна,- а это все идет с самого рождения, передается от поколения к поколению.
– Ба, не наговаривай на себя, ты у меня мудрая, продвинутая, наисовершеннейшая. Посмотри какую ты меня вырастила умницу и красавицу.
– Вот-вот, хвали себя и люби. Кроме меня ведь тебе некому об этом сказать. Да, пора бы начать свои ошибки исправлять.

Лена на всегда понимала ее, ей казалось, что бабушкины рассуждения никогда ей не понадобятся времена не те. Но время потихоньку расставляло все по своим местам. У Елены была хорошая работа, спокойная жизнь, но чувство неудовлетворенности ее всеже изредка посещало.

Но внучку жизнь с бабушкой вполне устраивала. Прошел год, и она совсем забыла, что была когда-то замужем. Все в ее душе давно перегорело, “быльем поросло”, как говаривала иногда бабушка. Но вскоре все ее подруги обзавелись не только мужьями, но и детьми. Ходить по театрам, выставочным залам и музеям одной было скучно.

Все чаще ловила она себя на мысли, что готова уже к тому, чтобы стать матерью, что годы проходят в бесцельной суете, но тут же возникало осознание того, что рядом с ребенком автоматически должен появиться и его отец, а вот это как-то не вписывалось в ее мечту о счастье материнства.

Но однажды…

– Ба, пойдем погуляем, на улице так хорошо, – в голосе Лены слышалась незнакомая бабушке умиротворенность. И она согласилась.

Они не спеша прошли по улице, зашли за хлебом, прихватив там еще и зефир, который обе любили и баловали им себя с завидным постоянством. А потом пошли в скверик недалеко от дома, там, в основном гуляли мамочки с детьми. Пенсионеры, с которыми порой общалась Степанида Андреевна, собирались чуть дальше, там, где кроме лавочек и тишины, ничего на было. Там они и вели свои неспешные беседы.

А вот в такой веселой компании, как вертящаяся вокруг ребятня, ей давно быть не приходилось. Она думала о том, какая же причина заставила Лену вытащить ее сюда, и не находила ответ. Вдруг Степанида Андреевна увидела, что к ним бежит девочка лет пяти, но без обычных в этом возрасте косичек, а просто подстриженная под каре.

–Здравствуй, мама! – радостно закричала девочка.–Здравствуй, солнышко! – ласково ответила Лена и виновато посмотрела на бабушку, которая не скрывала своего удивления.

Девочка рассказывала Лене о том, как прошел ее день в садике, как она рассказывала стихотворение про ежика, как ей хлопали дети. Потом она решила и им рассказать стих. Она щебетала быстро, глотая окончания, но было видно,что она знает его и не путается. Лена пару раз поправила ее, сказала , что она слишком торопится, но в конце похвалила.

Степанида Андреевна уже обратила внимание на мужчину с телефоном, стоящего невдалеке, и решила, что это отец девочки. Но когда она увидела, что тот их бесцеремонно фотографирует, то это ей не понравилось. Она хотела сказать внучке, что пора домой, но девочка потащила ее на площадку, где и играли все дети, а мамы стояли, беседуя между собой.

Тут на лавочку присел импозантный старик и сделал попытку с ней заговорить, но Степанида Андреевна на контакт не пошла. Но тот был настойчив и снова заговорил:

– Простите пожалуйста, вы вероятно рассержены на моего внука, за то, что он вас сфотографировал, но наш психолог попросила его сделать фотографию женщины, которую уже третий месяц его дочь называет мамой.
–Смените психолога, – категорично заявила доктор исторических наук и уверенно произнесла, – он не компетентен в психологии, – девочка выбрала себе маму, а ваш психолог не имеет никакого морального права лезть в их отношения, пытаясь выяснить причину этого выбора. Вспомните Высоцкого, который, с полной ответственностью за свои слова, говорил, что не любит, когда лезут к нему в душу. А вы уверены, что ваша девочка этого захочет.
– Резонно, - произнес старик, нам то что делать?
Найдите опытного специалиста, можете обратиться к моей внучке, она вам поможет. – и, сменив гнев на милость, произнесла, – Меня зовут Степанида Андреевна, а внучку Еленой.
– А меня Константин Николаевич, и правнучка Стеша, но правда по-современному Стефания, и виновато добавил, Андреевна.

Подошла Лена со Стешей, отца девочка проигнорировала и кинулась к деду.

– Дедуля, вот смотри, моя мама, правда красивая? – весело произнесла она.– Ну конечно, у тебя другой и быть не может, – вспомнив урок Стеши старшей, констатировал тот, и услышал, как та отдала команду, –– Стеша, беги к папе, скажи, что мы идем к нам чай пить.

Стеша вернулась с отцом, который смущенно представился,

– Андрей.
– Внученька, а теперь познакомь нас с папой со своей мамой, как ее зовут? – попросил дед.

Девочка стушевалась, не зная что ответить, но быстро нашлась:

– Просто мама.

Лена, не ожидавшая такого поворота , тоже смущалась. Только старшее поколение считало ситуацию почти решенной, пойдя на поводу у малышки.

Дома чаем обстановка разрядилась и все с удовольствием выслушали Стешу, рассказавшую им все стихи, которые она знала

Такие декламации стали проводиться регулярно, только сцена у девочки менялась: то одна кухня, то другая.

*****

Два месяца спустя старушки, сидящие у подъезда увидели, как подъехал грузовой фургон, из него вышли грузчики и стали выносить из подъезда вещи, а вот из какой квартиры они и не знали. После того, как все было загружено, из подъезда вышла Степанида Андреевна с цветком алоэ в руках, ее сопровождал незнакомый мужчина

– Стеша, куда это ты переезжаешь?– Замуж я вышла, бабоньки, – улыбаясь ответила она и укатила в неизвестном соседкам направлении.

На следующий день, когда Лена была на работе, Степанида Андреевна, вернулась с какими-то вещами, и они вдвоем с тем же мужчиной перетаскали их в квартиру.

Через три дня, вернувшись из двухнедельной командировки, Андрей не смог попасть домой, ключ не подходил, дед на его звонок не ответил. Он заволновался и кинулся к соседке, та же, загадочно улыбаясь, подала записку, в которой было написано:

– Мы со Степанидой Андреевной уехали отдыхать в Кисловодск, а все твои вещи вещи находятся по известному тебе адресу.

****

Стеша стояла на стуле и смотрела в окно. И тут она увидела отца.

– Мама, мама, иди открывай, там папа идет, с цветами.