Еда... Это важнейшая потребность организма, необходимая для обеспечения самого факта существования. Без еды человек не сможет жить долго. Это понятно.
Но как и почему из простого источника энергии еда превращается в самоцель: начинает подменять другие удовольствия, занимает все мысли, пересиливает все разумные доводы о необходимости быть стройной?
Причин много, тут и личностные особенности, и окружение, и негативный жизненный опыт, и психотравмирующие обстоятельства. С временем мы разберем большинство из них.
Сегодня же я хочу поговорить о влиянии семьи на формирование определенных привычек в питании и нарушение пищевого поведения.
С первого же дня жизни взаимодействие ребенка с матерью происходит через кормление. И первое базовое доверие к миру начинает формироваться именно в ходе этого взаимодействия. Откликается ли мать на сигналы своего малыша, дает ли грудь, когда ему это нужно, отвечает ли на его потребность в эмоциональном контакте?
Если ребенка кормят насильно, когда это удобно матери, или наоборот, отказывают в еде, когда он голоден, то у ребенка может начать формироваться недоверие к самому себе и окружающему миру. Ребенок глотает поспешно, не испытывает насыщения, пытается съесть больше, чем ему требуется, "про запас".
И речь здесь идет не столько о том, корить ли ребенка по первому его сигналу или строго по часам. И та, и другая теории были в свое время популярны. На этот вопрос пусть дадут ответ педиатры. Я же говорю именно о том базовом доверии, которое у ребенка формируется, когда возникает устойчивый контакт мать-дитя через взгляды, прикосновения, ласковый тембр голоса. Все это создает ощущение защищенности и отсутствия страха остаться голодным и погибнуть.
В дальнейшем подход к кормлению ребенка также оказывает влияние на формирование пищевого поведения. В авторитарных семьях, где принято заставлять съедать все "до последней крошки", у ребенка вырабатывается ассоциативная связь между принятием пищи и негативными эмоциями. Это приводит тому, что дети всеми правдами и неправдами начинают избегать еды.
И наоборот, если ребенок предоставлен сам себе, не получает эмоционального тепла, никого не волнует, сыт он или голоден, то еда становится тем самым утешением, что может приводить к перееданию.
Но даже в эмоционально теплых семьях могут быть пищевые привычки, которые перенимаются ребенком и влияют в дальнейшем на его отношения с едой. Так, например, если в рацион семьи входит много жирной, сладкой или жареной пищи, и отсутствуют овощи и фрукты, то и в дальнейшем ребенок будет тяготеть к схожему меню. И тут уже во взрослом возрасте человеку придется бороться не только со старыми привычками, но и возможными физиологическими проблемами, связанными с такой нездоровой пищей, например, с инсулинорезистентностью.
Поэтому чрезвычайно важно предоставлять ребенку свободу выбора не только в периодичности и объеме потребляемой пищи, но и в перечне предпочитаемых продуктов.
Но стоит не забывать, что излишнее увлечение именно правильным питанием, особенно если эта правильность активно насаждается фразами, типа: "Ешь капусту, она полезная" или "Не ешь сладкое, растолстеешь", может также вызвать отторжение и внутренний протест.
В подростковом возрасте влияние родителей начинает сильно уступать влиянию окружения. Это касается в том числе и еды. Поэтому там начинают вступать в действие другие механизмы, которые также могут привести к нарушениям пищевого поведения, но это уже тема отдельной статьи.
Важно помнить, что от рождения до начала подросткового возраста родители оказывают непосредственное влияние на то, будут ли у их детей проблемы с едой в дальнейшем.
Больше тепла и эмоционального отклика на запросы детей, меньше навязывания частоты, объема и списка продуктов при кормлении, ну, и собственные здоровые пищевые привычки, не являясь панацеей, тем не менее, помогут вашим детям сохранить здоровые отношения с едой в дальнейшем и стойко перенести подростковый кризис.