В нескольких своих письмах (как в Еф. 2) Павел подчёркивает, что мы спасаемся благодатью, а не делами (см., например, Рим. 3:28; Гал. 2:15–21). А в Иак. 2 мы находим такие слова: «Видите, что человек оправдывается делами, а не верой только» (ст. 24); «Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (ст. 26). Исходя из этого, некоторые делают вывод, что Иаков и Павел по этому вопросу излагают совершенно разные учения — что, мол, Иаков учит, что человек спасается делами, а Павел — что спасение приходит только через веру. На самом деле, Павел и Иаков обсуждают две разные темы. Павел отвечает на вопрос, необходимо ли для спасения соблюдать дела иудейского закона (в дополнение к вере в Христа). Иаков же пишет, какая вера спасает. Он утверждает, что спасти может только активная вера (подтверждённая делами веры), а иначе вера мертва. Ясно, что представление Иакова о природе спасающей веры не отличается от представления Павла, стоит нам с достаточным вниманием отнестись к заявлению Па