Если вы читаете мой канал, то уже привыкли, что я всегда захожу издалека. Этот путь - самый короткий к пониманию.
Почему мотивация не работает?
"С чего-то я взял, что мотивация, как ее понимают педагоги, не работает",- спрашиваете?
А с чего бывший Министр образование О.Васильева во всеуслышание заявила, что в старших классах большинство детей отказываются учиться?
Вот отсюда и взял - из наблюдений, а не из отчетов чиновников, конечно.
Что такое мотивация?
А давайте обойдемся без сложных формулировок и квазинаучных определений, этой чумы современной школы? А давайте на примерах?
- Долго ли приходится мотивировать съесть тарелку пельменей человека, который проголодался?
- Сложно ли смотивировать человека сделать то, что он обычно делает через 2-3 часа после того, как съел тарелку пельменей?
Ответ не ожидается, ибо вопросы риторические.
Тогда почему все так усложняется в школе? Уж не оттого ли, что в детей пытаются
- "впихнуть невпихуемое" (с),
- втолкнуть не тем образом,
- не в то время,
- не в той последовательности?
Разнообразие от слова "разное"
Меня по-человечески удивляют представления авторитетных педагогов о "мотивации" и "развитии интереса".
Возьмем начальную школу, даже самый первый класс.
Общий знаменатель "современных методик" - разноцветие. Разноцветная азбука, разноцветные слова, разноцветно-инкрустированные слайды презентаций. Все разноцветное, все разнообразное и, следовательно, интересное и мотивирующее.
Ой ли?..
Я долго размышлял над такой "авторитетной" логикой. Вероятно, педагоги рассуждали так.
"Маленькие дети любят все разноцветное: игрушки, кубики, фантики конфет. Разноцветие привлекает внимание маленьких детей (это факт). Следовательно, чтобы заинтересовать ребенка, давайте сделаем все разнообразным и разноцветным!
Ура! Найден способ управлять вниманием ребенка в процессе обучения, а, следовательно, и способ мотивировать его учиться!"
Прежде, чем высказать свое мнение, позвольте вспомнить анекдот, который я лет 25 назад прочитал в одной из книг современного мудреца Ошо. Он любил ходить "по краю", объясняя сложные вещи.
Анекдот Ошо
Негритянка зашла в кабину лифта и (видимо она только-что вышла из ресторана) случайно испортила в нем атмосферу. Испугавшись, она достала из сумочки хвойный дезодорант и освежила воздух.
В лифт заходят два мужика.
Один спрашивает:
- "Чувствуешь, чем-то пахнет?"
-"Чувствую",- отвечает другой. "Как будто кто-то под сосной справил нужду".
Ошо умел находить яркие образы для понимания сложных явлений.
Уже 2 000 лет в науке такой подход называют "эклектикой", механическим неосмысленным смешением разнородных идей, взглядов, не учитывающим закономерные связи.
Совсем глупые дети ... Или кто-то другой?
Детей действительно привлекают яркие бумажки. Почему?
Потому, например, что в них заворачивают вкусные конфетки. Но если потенциально вкусную конфетку прицепляют к тому, что не вызывает у ребенка естественного влечения, то с чего вдруг у него проявится интерес?
Ребенок - он что, совсем глупый?
В метафоре Ошо негритянке не удалось освежить воздух, а педагогам не удается мотивировать детей учиться. Их подход эклектичен. Разнородные вещи, оказавшись рядом, не смешиваются.
Если копнуть чуть глубже
То можно удивиться еще больше.
Ребенку трудно удерживать внимание, концентрироваться.
Казалось бы: следует максимально высвободить единицы внимания, чтобы человек смог сосредоточиться на главном? Ведь предметом обучения в школе являются не "конфетки", а нечто другое? Вот на это "нечто другое" и следовало бы направить внимание не научившегося пока им управлять ребенка?
Казалось бы. Но вместо этого ребенка де-мотивируют дважды.
- Обманывая "конфеткой", подсовывая под разноцветным фантиком вовсе не конфетку, а "нечто другое", которое в итоге большинство отказывается даже пробовать. Или вы думаете, что неосознанно ребенок не замечает обмана?
- Отвлекая внимание от того, на чем итак сосредоточиться поначалу сложно. Рассеивая внимание и одновременно заставляя сосредотачиваться. На оценку, обратите внимание, дамы и господа. На оценку.
Интерес и мотивация ходят иными тропами
Какими же именно?
Я обнаружил у себя склонность к написанию излишне длинных статей. Также я обнаружил, что большинством читателей Дзена это не приветствуется. Я решил снять это противоречие, раздавая слона кусочками :-)
О природе интереса я напишу. Обязательно. Потом.
А пока вот на что обращаю ваше внимание. Конечно, "разноцветие" играет определенную роль, но ...
Почему, когда в школе были только доски грязно-зеленого цвета и белый мел, а у азбуки цветной была только обложка, дети читали легче, понимали больше и учились с бОльшим удовольствием? Факты, статистику неправильно игнорировать. Верно?
- - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - -
Расскажите о своем опыте мотивации, поделитесь вашими наблюдениями. И положительном опыте. И опыте "под сосной" :-)