Найти тему

Школьный мотив. Почему дети не хотят учиться?

Оглавление

Если вы читаете мой канал, то уже привыкли, что я всегда захожу издалека. Этот путь - самый короткий к пониманию.

Почему мотивация не работает?

"С чего-то я взял, что мотивация, как ее понимают педагоги, не работает",- спрашиваете?

А с чего бывший Министр образование О.Васильева во всеуслышание заявила, что в старших классах большинство детей отказываются учиться?

Вот отсюда и взял - из наблюдений, а не из отчетов чиновников, конечно.

Хожу и наблюдаю. И иногда замечаю. Иногда что-то странное, заставляющее всматриваться внимательнее.
Хожу и наблюдаю. И иногда замечаю. Иногда что-то странное, заставляющее всматриваться внимательнее.

Что такое мотивация?

А давайте обойдемся без сложных формулировок и квазинаучных определений, этой чумы современной школы? А давайте на примерах?

  • Долго ли приходится мотивировать съесть тарелку пельменей человека, который проголодался?
  • Сложно ли смотивировать человека сделать то, что он обычно делает через 2-3 часа после того, как съел тарелку пельменей?

Ответ не ожидается, ибо вопросы риторические.

Тогда почему все так усложняется в школе? Уж не оттого ли, что в детей пытаются

  • "впихнуть невпихуемое" (с),
  • втолкнуть не тем образом,
  • не в то время,
  • не в той последовательности?

Разнообразие от слова "разное"

Меня по-человечески удивляют представления авторитетных педагогов о "мотивации" и "развитии интереса".

Возьмем начальную школу, даже самый первый класс.

Общий знаменатель "современных методик" - разноцветие. Разноцветная азбука, разноцветные слова, разноцветно-инкрустированные слайды презентаций. Все разноцветное, все разнообразное и, следовательно, интересное и мотивирующее.

Ой ли?..

Я долго размышлял над такой "авторитетной" логикой. Вероятно, педагоги рассуждали так.

"Маленькие дети любят все разноцветное: игрушки, кубики, фантики конфет. Разноцветие привлекает внимание маленьких детей (это факт). Следовательно, чтобы заинтересовать ребенка, давайте сделаем все разнообразным и разноцветным!

Ура! Найден способ управлять вниманием ребенка в процессе обучения, а, следовательно, и способ мотивировать его учиться!"

Прежде, чем высказать свое мнение, позвольте вспомнить анекдот, который я лет 25 назад прочитал в одной из книг современного мудреца Ошо. Он любил ходить "по краю", объясняя сложные вещи.

Анекдот Ошо

Негритянка зашла в кабину лифта и (видимо она только-что вышла из ресторана) случайно испортила в нем атмосферу. Испугавшись, она достала из сумочки хвойный дезодорант и освежила воздух.
В лифт заходят два мужика.
Один спрашивает:
- "Чувствуешь, чем-то пахнет?"
-"Чувствую",- отвечает другой. "Как будто кто-то под сосной справил нужду".

Ошо умел находить яркие образы для понимания сложных явлений.

Уже 2 000 лет в науке такой подход называют "эклектикой", механическим неосмысленным смешением разнородных идей, взглядов, не учитывающим закономерные связи.

Совсем глупые дети ... Или кто-то другой?

Детей действительно привлекают яркие бумажки. Почему?

Потому, например, что в них заворачивают вкусные конфетки. Но если потенциально вкусную конфетку прицепляют к тому, что не вызывает у ребенка естественного влечения, то с чего вдруг у него проявится интерес?

Ребенок - он что, совсем глупый?

В метафоре Ошо негритянке не удалось освежить воздух, а педагогам не удается мотивировать детей учиться. Их подход эклектичен. Разнородные вещи, оказавшись рядом, не смешиваются.

Вот такое разноцветие, действительно, стимулирует интерес ребенка! (Конфеты в "Пятерочке").
Вот такое разноцветие, действительно, стимулирует интерес ребенка! (Конфеты в "Пятерочке").

Если копнуть чуть глубже

То можно удивиться еще больше.

Ребенку трудно удерживать внимание, концентрироваться.

Казалось бы: следует максимально высвободить единицы внимания, чтобы человек смог сосредоточиться на главном? Ведь предметом обучения в школе являются не "конфетки", а нечто другое? Вот на это "нечто другое" и следовало бы направить внимание не научившегося пока им управлять ребенка?

Казалось бы. Но вместо этого ребенка де-мотивируют дважды.

  • Обманывая "конфеткой", подсовывая под разноцветным фантиком вовсе не конфетку, а "нечто другое", которое в итоге большинство отказывается даже пробовать. Или вы думаете, что неосознанно ребенок не замечает обмана?
  • Отвлекая внимание от того, на чем итак сосредоточиться поначалу сложно. Рассеивая внимание и одновременно заставляя сосредотачиваться. На оценку, обратите внимание, дамы и господа. На оценку.

Интерес и мотивация ходят иными тропами

Какими же именно?

Я обнаружил у себя склонность к написанию излишне длинных статей. Также я обнаружил, что большинством читателей Дзена это не приветствуется. Я решил снять это противоречие, раздавая слона кусочками :-)

О природе интереса я напишу. Обязательно. Потом.

А пока вот на что обращаю ваше внимание. Конечно, "разноцветие" играет определенную роль, но ...

Почему, когда в школе были только доски грязно-зеленого цвета и белый мел, а у азбуки цветной была только обложка, дети читали легче, понимали больше и учились с бОльшим удовольствием? Факты, статистику неправильно игнорировать. Верно?

- - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - - -

Расскажите о своем опыте мотивации, поделитесь вашими наблюдениями. И положительном опыте. И опыте "под сосной" :-)

Почему математика в школе "падает"? "Мнимая математика"