Джотто ди Бондоне (ок. 1267–8 января 1337), более известный как Джотто, был итальянским художником из Флоренции. Его обычно считают первым в ряду великих художников, внесших свой вклад в итальянское Возрождение.
Современник Джотто Джованни Виллани писал, что Джотто был «самым независимым мастером живописи своего времени, который рисовал все свои фигуры в соответствии с их природным совершенством ".
Биограф конца 16 века Джорджо Вазари говорит о нем: « Он совершил решительный разрыв с византийским стилем и воплотил в жизнь великое искусство живописи в том виде, в каком мы его знаем сегодня, точно представив технику рисования с натуры, которым пренебрегали более двухсот лет ".
Шедевр Джотто - роспись капеллы Скровеньи в Падуе, обычно называемой Капеллой Арены, завершенной около 1305 года. Этот цикл фресок изображает жизнь Богородицы и жизнь Христа. Он считается одним из величайших шедевров раннего Возрождения.
То, что Джотто расписал капеллу Арены и что он был выбран коммуной Флоренции в 1334 году для проектирования новой колокольни (кампанеллы) Флорентийского собора, являются одними из немногих достоверных фактов его биографии.
Практически все остальные аспекты вызывают споры: дата его рождения, место рождения, внешность, ученичество, порядок, в котором он создавал свои работы, писал ли он знаменитые фрески в Ассизи и где он был в конечном итоге похоронен.
О биографических подробностях жизни Джотто ди Бондоне известно очень мало. Считается, что он был сыном крестьянина, родившегося в Муджелло, горной местности к северу от Флоренции, которая была родиной семьи Медичи, ставших позднее властителями города.
Место рождения Джотто было приписано дому в небольшой деревне Виккьо, а датой его рождения был 1277 год, названный писателем и художником Джорджо Вазари в его широко известной книге 1550 года «Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов».
Однако другие источники предполагают, что он родился в 1267 году, что кажется более вероятным, если судить по зрелости некоторых из его ранних работ.
Скульптор Лоренцо Гиберти (чьи достижения в скульптуре раннего Возрождения были обязаны Джотто) излагает легендарную историю в своем письменном произведении 1452 года «Комментарии о тосканских художниках Треченто».
Он рассказывает, как молодой Джотто в детстве пас овец и нарисовал одну из них с натуры на каменной плите. Самый выдающийся художник того времени, Чимабуэ, наткнулся на эскиз мальчика и был так впечатлен, что сразу взял юного Джотто в ученики.
Какими бы ни были истинные начала их профессиональных отношений, вполне вероятно, что Джотто поступил в ученики к Чимабуэ, вероятно, в возрасте около 10 лет.
Считается, что Джотто отправился в Рим со старшим художником, прежде чем сопровождать его в Ассизи, где Чимабуэ было поручено расписать нижнюю из двух церквей, недавно построенных друг над другом, в память о Святом Франциске.
Примерно в 1290 году Джотто женился на флорентийке по имени Рисевута ди Лапо дель Пела, более известной как «Сиута», от которой у него было несколько детей.
Существует вероятно недостоверная история о том, что кто-то однажды спросил Джотто, как он может создавать такие прекрасные картины, но производить таких уродливых детей, на что он ответил, что создал своих детей в темноте.
Примерно в то же время, когда Джотто женился на Сиуте, Чимабуэ уехал из Ассизи. Джотто взял на себя его работу, и к нему обратились с просьбой создать цикл фресок в верхней церкви.
Хотя Чимабуэ был учителем Джотто, ученик вскоре превзошёл своего учителя, и его мастерство было признано еще при жизни современниками, такими как поэт Данте Алигьери, который написал об этом в своей Божественной комедии.
После длительного пребывания в Ассизи, Джотто начал период частых путешествий по городам-государствам Италии. Джотто организовал мастерские в разных местах, где подражали его стилю и где многие из его помощников начали свою карьеру.
На рубеже веков Джотто побывал во Флоренции, Римини и, возможно, в Риме. Затем он провел около трех лет в Падуе, работая над одной из своих самых полных и самых известных работ в Часовне Арены.
Во время своего пребывания в Падуе Джотто, возможно, встретил Данте, который был сослан туда из Флоренции. В период между 1305 и 1315 годами Джотто предположительно несколько раз путешествовал между Флоренцией и Римом.
Он работал по заказам некоторых из самых важных церквей, включая собор Святого Петра в Риме (церковь, которая предшествовала нынешней базилике), где римский кардинал Якопо Стефанески поручил ему создать две работы: единственную известную мозаику Джотто (около 1310 года). ) и большой запрестольный образ-полиптих (ок. 1313 г.).
В начале 1300-х годов резиденция папства находилась не в Риме, а в Авиньоне, во Франции. Кардиналы Рима боролись за возвращение папства в их город и поручили Джотто произвести работы, в том числе мозаику для фасада старой базилики Святого Петра (от которой остались только фрагменты), самой значительной папской церкви Рима.
В этот период Джотто также получил важные заказы на церковь Санта-Кроче во Флоренции. Тем временем где-то около 1313 года он работал над часовней, посвященной Перуцци, богатой и влиятельной семье банкиров, в которой он создал два цикла фресок с изображением Иоанна Евангелиста и Иоанна Крестителя.
Члена семьи Перуцци, заказавшего эту работу, звали Джованни или Иоанн, и фрески были предназначены для того, чтобы показать связь между этой семьей, городом Флоренцией и святыми покровителями, которым они поклонялись.
Часовня Перуцци вызывала восхищение художников эпохи Возрождения. Действительно, Микеланджело, как известно, изучал фрески, которые продемонстрировали мастерство Джотто в светотени и его способность точно представлять перспективу в древних зданиях.
Известно также, что работы Джотто оказали влияние на творчество Мазаччо.
Согласно сохранившимся финансовым отчетам, где-то между 1314–1317 годами Джотто также написал знаменитый алтарь Мадонны Огниссанти, который сейчас находится в Уффици (где он выставлен рядом с Мадонной Санта-Тринита Чимабуэ и Мадонной Ручеллаи Дуччо).
Вернувшись в Рим в 1320 году,Джотто завершил Триптих Стефанески (ныне расположенный в Музее Ватикана) для кардинала Якопо, который также поручил ему украсить апсиду Святого Петра (фрески были уничтожены во время реставрации 16 века).
В 1328 году Джотто былприглашён Робертом Анжуйским, королем Неаполя, к своему двору. Возможно, его порекомендовала королю семья Барди, для которой он недавно завершил серию фресок для семейной часовни в церкви Санта-Кроче.
В Неаполе Джотто стал придворным художником, что означало, что он отказался от тревожного странствующего образа жизни. Ему дали жалование и стипендию на материалы.
К сожалению, почти ничего из его работ этого периода не сохранилось. Его след носит фрагмент фрески, изображающий Оплакивание Христа в церкви Санта-Кьяра, как и портреты выдающихся людей, украшающих окна капеллы Санта-Барбара в Кастель-Нуово, хотя историки обычно приписывают эти работы ученикам Джотто.
После пребывания в Неаполе Джотто ненадолго останавливался в Болонье, где он нарисовал полиптих для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели. В 1334 году Джотто снова вернулся во Флоренцию. Здесь он был назначен капомаэстро или мастером муниципальных строительных работ и главой гильдии строителей собора.
Он курировал работы по строительству собора Флоренции, в то время как его собственный вклад заключался в проекте колокольни (хотя только нижняя часть была построена в соответствии с его требованиями).
Новая церковь, работа над которой началась в конце 13 века, строилась по образцу церкви Санта Репарата 7 века и была завершена через 200 лет. В знак уважения Джотто был похоронен в Санта-Репарате за счет города.
Историки столкнулись с проблемой того, что именно писал Джотто в Ассизи. "Исаак Благословляет Иакова", одна из самых ранних сохранившихся работ Джотто. Она является частью цикла фресок в Верхней церкви базилики Святого Франциска Ассизского.
Расположенные вдоль верхней половины стен церкви, фрески изображают сюжеты из Ветхого Завета, которые были ключевыми основами верований францисканского монашеского ордена. Здесь пожилой Исаак благословляет своего младшего сына Иакова, когда Иаков предлагает ему еду, а жена Исаака, Ревекка, наблюдает.
Эта фреска раскрывает ранние версии новаторства Джотто в живописи: создание правдоподобного пространства между человеческими фигурами. Хотя Джотто создает искусственную сцену, отрезая две стены, он также превращает момент, когда Исаак благословляет Иакова, в житейское событие.
Используя осевую перспективу, технику, в которой линии удаляются параллельно друг другу и вдаль, Джотто помещает эти три фигуры в интерьер, имеющий пространственную глубину. Мы можем видеть, например, как опускается изножье кровати.
В то время как художники использовали технику осевой перспективы с древних времен, Джотто сочетает ее с многочисленными деталями повседневной жизни, чтобы сделать интерьер более доступным. Занавеска в задней части комнаты создает ощущение личного пространства, а простыни над ногами Исаака смяты, как будто он только что сел.
Исаак, Иаков и Ревекка тоже больше похожи на настоящих живых людей. Мало того, что простыни и одежда покрывают их тела так, чтобы отразить анатомию человека от плеч до ног, но и их лица имеют отчетливые контуры. Лицо Исаака угловатое и обрамлено морщинами вокруг носа, как лицо пожилого мужчины, а лицо Иакова имеет более пухлые щеки с небольшим намеком на структуру костей, как у юноши.
Кроме того, пристальный, сосредоточенный взгляд Иакова на Исаака дополняет задумчивый взгляд Исаака. Такие гуманистические нововведения внесли в живопись новое психологическое измерение.
Таким образом, фреска Джотто подчеркивает изменения в европейской технике живописи, которые стали решающими для художников эпохи Возрождения и последующих поколений.
Празднование Рождества в Греччио
Эта работа, также расположенная в Верхней церкви в Ассизи, использует перспективу, чтобы изобразить религиозное пространство, обычно недоступное для мирян. Эта картина представляет собой сцену из цикла фресок Джотто, повествующую о жизни Святого Франциска. На этой картине изображен святой, создавший первый вертеп, знакомый теперь в праздновании Рождества во всем христианском мире; мы видим, как Святой Франциск кладет Христа в ясли.
Джотто ясно показывает Святого Франциска за ширмой для хора, которая обычно разделяла церковь на пространство для мирских прихожан и пространство для религиозных деятелей, таких как францисканские монахи. Видны не только белые панели экрана хора, но Джотто дополнительно подчеркивает необычную обстановку, используя перспективу для создания пространства перед зрителем.
Мы можем видеть, как пол поднимается вверх, кафедра удаляется от нас, а структура слева показана по диагонали. Кроме того, за ширмой хора есть место, поскольку женщины переступают его порог, а распятие находится под углом наклона.
Помимо художественных новшеств, фреска Джотто предлагает необычное понимание сложности социальных взаимодействий в средневековой церкви. Справа и слева от Святого Франциска хорошо одетые богатые люди в струящихся ярких одеждах окружают четырех францисканских монахов в коричневых одеждах.
Поскольку монахи стоят позади хорошо одетых людей с открытыми ртами, сцена изображает наставление мирянам о религиозном событии происходящим перед ними. Им не только разрешено находиться за ширмой хора, но они могут учиться, глядя на Святого Франциска и слушая монахов.
Женщинам также разрешается входить в эту зону, так как они стоят на пороге экрана хора; однако они занимают неоднозначное положение: они стоят на пороге и по центру сбоку от экрана хора, не заходя за ширму.
Скульптор 20-го века Генри Мур был впечатлен скульптурными формами фигур Джотто, описывая картины Джотто как «лучшую скульптуру, которую я встречал в Италии». Позже он сделал несколько скульптур матери и ребенка, и в них прослеживается четкая линия влияния "Мадонны с младенцем" Джотто.
Ещё больше об искусстве на нашем сайте Кратир ру