"ЛиАЗ-677" - один из самых массовых автобусов, произведённых на территории Советского Союза. Из-за своей преимущественно городской и пригородной эксплуатации, машина стала известна по всей стране. "Луноходы" использовались как в южных регионах, так и в Сибири, не испытывая значительных проблем. Одной из главных загадок "677-го" был необычный "бутылочный" звон при работе двигателя на низких оборотах. О причинах его появления ходит немало легенд. Я узнал у бывшего водителя этого автобуса, откуда берётся стеклянный звук.
Статья будет интересной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!
Разработка модели "ЛиАЗ-677" была начата ещё в начале 1960-х годов. Стране был нужен недорогой в производстве городской автобус, который был готов уже через несколько лет. Составляющие для машины поставлялись со всей территории союза. Под капотом "677-го" расположился V-образный восьмицилиндровый бензиновый двигатель, разработанный "ЗИЛом".
Уже в те времена автобус получил автоматическую коробку передач. Её разработали на заводе во Львове. Несмотря на относительную простоту узла по современным меркам, для тех лет автоматическая КПП на автобусе была техническим прорывом и значительно облегчала работу водителя. Передовые решения, использованные в те времена, позволили эксплуатировать машину в крупных городах до середины нулевых, а в отдалённых уголках нашей страны она используется до сих пор.
Отдельного внимания заслуживает задняя подвеска машины. Пассажиры "677-го" хорошо помнят, как "корма" автобуса подпрыгивала при попадании на кочку. Людям сзади нужно было хорошо держаться, иначе был риск подлететь вверх чуть ли не до потолка. Задняя мостовая подвеска венгерской компании RABA получилась очень мягкой. В забитом автобусе рессоры справлялись со своей задачей и подскоки были не так заметны.
Главной же особенностью "ЛиАЗ-677" были необычные звуки при работе двигателя на низких оборотах. Приближающийся автобус можно узнать даже с закрытыми глазами. В двигателе машины как будто болтались бутылки, которые ударялись друг об друга. Никаких стеклянных элементов в двигателе, конечно же, не было. По словам бывшего водителя "677-го", с завода звуки работы мотора автобуса не отличались от других машин. Звон бутылок появлялся со временем.
Из-за особенностей соединения узлов, карданный вал машины имел крестовины на концах. Со временем они изнашивались и появлялся значительный люфт. Катализатором этого процесса были пропуски в зажигании, которые считались одной из "болячек" автобуса. Появляющиеся вибрации быстро приводили соединение в негодность. Сперва бутылочный звон был слышен только при троении двигателя, а, при отсутствии должного обслуживания, люфт становился всё значительнее. Тем не менее, с такой проблемой автобусы могли ездить ещё сотни тысяч километров пробега и перевозить пассажиров.