Вводная ходьба и ориентирование в пространстве:
- «Гусята» (Т.В. Шишкова)
Ходьба в приседе с одновременным проговариванием стихотворения:
Плыли гусята – красные лапки,
Озером, озером – все по порядку.
Серые плыли, белые плыли.
Красными лапками воду мутили.
- «Мы идем та-та-та…» (Е.А. Самойлова)
Мы идем: та-та-та. (Обычная ходьба)
Мы поем: ля-ля-ля. (Ходьба на носках)
Мы едем: ту-ту-ту. (Ходьба на всей стопе, руки согнуты в локтях)
Мы кричим: ау-ау. (Стоя на месте, говорят, приложив руки рупором ко рту)
- «Охотник и заяц» (С.С. и Е.С. Железновы)
Шёл охотничек лесочком
Вот идёт-идёт, глядит (маршируем)
А под кустиком-кусточком (3 раза)
Заинька сидит (садимся на корточки, делаем руками «ушки, как у зайчиков)
Ну-ка, зайка, вылезай-ка
Так охотничек сказал (встаём на ноги, грозим пальцем)
Не хочу – ответил зайка (3 раза) (качаем головой отрицательный жест)
Прыг, и ускакал! (прыгаем)
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса:
- «Танец червяков» (С.С. и Е.С. Железновы)
Хоть у нас есть две руки,
Две руки, две руки.
Мы совсем как червяки – совсем как червяки (крутим вытянутыми руками перед собой).
И у нас уже готов, уж готов, уж готов
Новый танец червячков, танец червячков (поднимаем руки над головой и делаем наклоны).
Будем хвостиком вилять, все вилять, и вилять.
Извиваться, приседать, приседать, приседать (руки за спиной (как «хвостик»), крутим бёдрами).
Ручки можем раскачать, раскачать, раскачать (качаем ручками).
Ножкой можем помахать, можем помахать (машем ножками).
Пальчиками поболтать, поболтать, поболтать (трясем пальцами).
Каблучками постучать, немножко постучать (топаем ножками).
Носиками помотать, помотать, помотать (крутим головой из стороны в сторону).
Головами покивать, можем покивать! (киваем головой).
Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки.
Мы совсем, как червяки – совсем как червяки (крутим вытянутыми руками перед собой).
Можем снова показать, показать, показать.
Как умеем танцевать – умеем танцевать! (попрыгаем, или крутим корпусом из стороны в сторону).
- «У жирафов» (С.С. и Е.С. Железновы)
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (Хлопаем по всему телу ладонями).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде (Щипаем себя, как бы собирая складки).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.
У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде (Поглаживаем себя, как бы разглаживаем шерстку).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела).
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)).
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Артикуляционные упражнения:
- «Хобот слоненка» (Е.А. Самойлова)
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
- «Пастушок» (Е.А. Самойлова)
Я на дудочке играю: «У-у-у, у-у-у!»
Всех коровок собираю: «У-у-у, у-у-у!»
Вы идите все за мной: «У-у-у, у-у-у!»
Скоро мы придём домой: «У-у-у, у-у-у!»
- «Кто лучше сделает дудочку!» (Е.А. Самойлова)
При показе картинки дудочки дети вытягивают губки, при показе изображения барабана «играют» на барабане (пальчиками).
Дыхательная гимнастика:
- «Ветер и листья» (Е.А. Самойлова)
После вдоха дети задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук «ф». Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук «п», делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз («листья опадают»).
- «Аромат цветов» (Е.А. Самойлова)
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание и продолжительно выдыхают, произнося «А-ах!».
- «Ветер»
Дует легкий ветерок – ф-ф-ф….
И качает так листок – ф-ф-ф…. (Выдох спокойный, ненапряженный)
Дует сильный ветерок – ф-ф-ф-…
И качает так листок – ф-ф-ф… (Активный выдох)
Дует ветерок, качаются листочки
И поют свои песенки.
Осенние листочки
На веточках сидят,
Осенние листочки
Детям говорят;
Осиновый – а-а-а-…
Рябиновый –и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый –у-у-у…
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла:
- «Песенка про смех» (В.В. Емельянов)
«Толстый» голос
Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха!
Так смеются медвежата - ха-ха-ха!
И тигрята, и слонята - ха-ха-ха!
Они басом все хохочут - ха-ха-ха! –
Все вокруг гремит, грохочет- ха-ха-ха!
«Тонкий» голос
Это песенка про смех - ха-ха-ха!
Мы поем ее для всех - ха-ха-ха
Так смеются лягушата - ха-ха-ха.
И цыплята, и мышата - ха-ха-ха.
Они тоненько хохочут - ха-ха-ха.
Все вокруг свистит, стрекочет - ха-ха-ха.
- «Тихо — громко» (Т.В. Шишкова)
Под звуки бубна или барабана дети начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шагать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах следует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произносить следующие слова:
Мы идем и топаем:
«Топ — топ — топ».
Мы идем и хлопаем:
«Хлоп — хлоп — хлоп».
Упражнения на развитие внимания и памяти:
- «Передай»
Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).
Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга. Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.
- «Зоопарк»
Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый».
Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями, третьи – лошадками, а четвертые - птицами. Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк. По команде взрослого: «Звери» дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределении ролей. Зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку. Лошадки – идут, высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».
Ритмические игры:
- «Капли»
Капля — раз!
Капля — два! (Удары ладонями обеих рук по коленям половинными длительностями, четвертями, восьмыми)
Капли медленно сперва.
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Пальчиковые игры и сказки:
- «Тук, ток» ( С.С. и Е.С. Железновы)
(Дети выполняют подражательные движения в соответствии с текстом. Стучать можно по столу или коленочкам.)
Тук, ток, туки ток
Бьёт кулак как молоток.
Тук, ток, туки - ток,
Бьёт кулак как молоток.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали две руки.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, туки ток,
Застучал мой каблучок.
Тук, тук, тук, туки,
Застучали каблучки.
Тук, тук, тук туки,
Застучали каблучки.
Тук, тук, тук туки,
Две ноги и две руки,
Тук, тук, тук туки
Бьют и бьют как молотки.
Тук, тук целый день
Мне стучать совсем не лень.
Тук, тук целый день
Мне стучать совсем не лень.
- «Дождик» (Г.М. Королева)
Дождик — кап!
Дождик — кап! (Ударяют указательным пальцем одной руки по ладони другой)
То сильней, то тише.
Не стучи, не стучи, (Грозят пальцем)
Не стучи по крыше! (Складывают руки над головой)
Непослушный какой! (Укоризненно качают головой)
Погоди, не лейся!
Заходи к малышам (Манят руками)
И в тепле погрейся! (Кладут ладони на плечи, скрестив руки на груди)
- «Капуста» (Н. Нищева)
Тук! Тук! Тук! Тук! (Ритмичные удары ребром ладони по столу)
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли, (Хватательные движения обеими руками)
Посолили (Указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку (Удары обеими руками по столу).
Все теперь у нас в порядке! (Отряхивают руки)
- «Снежок» (Г.М. Королева)
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики)
Мы с тобой снежок лепили («Лепят снежок»).
Круглый, крепкий,
Очень гладкий, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий (Грозят пальчиком).
Раз — подбросим («Подбрасывают»).
Два — поймаем (Приседают, «ловят»).
Три — уроним (Встают, «роняют»).
И... сломаем (Топают).
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах:
- «Лошадка»
Для этого упражнения необходимо подготовить деревянные ложки, которыми малыши будут стучать друг о друга, имитируя цокот копыт лошади.
Подвижные игры, хороводы, физминутки:
- «Зайчики» (Г.М. Королева)
Жили-были зайчики (Подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке, (Прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики (Подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке (Соединили руки над головой «домик»).
Мыли свои ушки, (Изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки, (Потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики, (Приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс)
Надевали тапочки (Поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку то левую, то правую ногу).
- «Листья» (Н. Нищева)
Листья осенние тихо кружатся, (Дети кружатся, расставив руки в стороны)
Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают).
И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками влево-вправо)
Будто опять закружиться хотят (Снова кружатся на носочках).
- «Разминка»
Головами покиваем
Носиками помотаем
И зубами постучим
И немножко помолчим
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем
Пальчиками потрясём
И немножко отдохнём
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем
Ножку ножкой подобьём
И с начала всё начнём…
- Подписывайтесь на мой канал! Ставьте лайки и пишите комментарии, если вам был полезен данный материал.