Как известно, самолеты летают в небе. Причем их там летает достаточно много. И чтобы они не сталкивались между собой придумано много всего: это и строго заданные трассы, и диспетчерское сопровождение, наконец хитроумная система TCAS.
Но, кроме самолетов в том же небе летают и птицы. Причем этим птицам наплевать на трассы и диспетчеров, да и хитроумной системой TCAS они тоже не спешат оснащаться. Как итог - столкновение самолетов и птиц неизбежны. В мире таких случаев насчитывается несколько тысяч в год. Причем подавляющее большинство таких случаев происходитна небольших высотах - сразу после взлета или перед посадкой. На высотах свыше 2000 метров это большая редкость. И большинство из них заканчиваются без серьезных последствий для самолетов.
Кстати, самолеты рассчитаны на столкновение с птицами и более того, при сертификационных испытаниях безопасность таких столкновений обязательно подтверждается.
По этому поводу вспоминается одна байка: Одна американская самолетостроительная фирма разработала методику таких испытаний - по макету кабины стреляли курами (обычными, из магазина) из пневматической пушки. А английская самолетостроительная фирма купила эту методику вместе с пушкой. И вот день испытаний: стоит макет кабины, стоит пушка, все руководство фирмы ходит в костюмчиках. Наконец - выстрел! Лобовое стекло пробито навылет! Все думают - как же так, не должно такого быть! Впрочем, может стекло бракованное? Стреляем еще! И снова - навылет! Ок, стреляем не в стекло. Опять пробоина. И опечаленные англичане пишут письмо американцам - как же так, по вашей методике считали, вашей пушкой стреляли, почему такой результат? В ответ пришла телеграмма, всего два слова: разморозьте кур!
Но, поскольку, в реальной жизни птицы совсем не заморожены обычно все кончается хорошо. И даже незаметно для пассажиров. Примерно вот так:
Заходим на посадку в Рощино (Тюмень).
- Эээ, Славик, Flaps full! (закрылки полностью)
- Speed checked, flaps full! (скорость проконтролировал, закрылки выпустил)
- Ok, landing che... БА-БАХ, Ой, мля, ёперный, твою ж... (чеклист "перед поса... ", дальше следует непереводимая игра слов).
- Птица?
- Да ну... Птеродактиль целый! Хрен с ним - landing checklist! (Вячеслав, давайте все же чеклист "перед посадкой").
А после посадки нашли всего несколько перышек на носовой стойке. Хотя по звуку казалось, что этой стойки больше нет (скорее всего гусь попал по касательной в фюзеляж под кабиной, а потом в стойку). Второй лично мой случай еще прозаичнее. После посадки где-то на юге (Нальчик/Владикавказ/МинВоды - не помню) подходит техник:
- Парни, а вы кого словили?
- В смысле?
- Да у вас на предкрылке кровавое пятно!
- Блин, а кто его знает... Мы не заметили ничего...
Впрочем, бывают и другие варианты, более неприятные. Самые знаменитые -" Чудо на Гудзоне" и "Посадка в Кукурузоне". Оба раза влипли самолеты семейства А320, оба раза птицы попали в двигатели, оба раза двигатели остановились и оба раза... никто не пострадал (ну, кроме птиц, конечно). А вот Ан-12 в Домодедово в 2007 году повезло меньше. После попадания птиц отказали 2 двигателя, причем с одной стороны... Хотя это случаи исключительные - двигатели вполне нормально переваривают птичек массой до 5 кг. Да, они получают повреждения, но продолжают работать.
А вообще, чтобы было понятно - я провел блиц-опрос среди пилотов А320 и В737. Каждый из них ловит птицу примерно раз в 3-7 лет. Без последствий. И это действующие пилоты, с налетом за 800 часов в год. Так стоит ли бояться пассажирам?