Привет! Меня зовут Вета, Лолиминти, я фотограф и ретушёр. Грелась сегодня под лучами уральского закатного весеннего солнышка и размышляла, о чём написать статью. Ну, эврика же! Про золотой час! Решила систематизировать все свои знания на этот счёт в подробной инструкции, с которой разберётся любой начинающий фотограф.
Подготовка к съемке
1. Поиск локации
Лучше, если вы заранее найдёте локацию и изучите окрестности. Можно делать пометки для сцен с помощью хлопковых полосок ткани или ярких ниток из натуральных материалов. Лучше всего, если после съемки вы их снимете и оставите локацию чистой. Высокотехнологичный способ пометок: GPS-метки в телефоне, но если локация не в пригороде, то интернет там скорее всего не будет работать.
В любой локации можно найти стоящий кадр с золотым часом! А если его нет - вероятно, вы пришли не в то время года.
2. Используйте специальные приложения
Лично мне нравится 2 приложения для телефона - Золотой час:
В этом же приложении можно посмотреть примерную высоту солнца над горизонтом в градусах в конкретный момент времени, время заката и рассвета, длину светового дня. В принципе, эту информацию можно узнать и на сайте прогноза погоды или по поисковому запросу: "Во сколько сегодня закат в моём городе?", но мне нравится использовать приложение, т.к. оно считывает координаты и с максимальной точностью высчитывает интервал не только золотого часа, но и голубого часа и других важных для фотографа штук.
Второе приложение чуть сложнее и на английском языке - Golden hour calculator:
В нём можно с высокой точностью понять прямо на местности, где сядет солнце, это очень удобно! С детства мы привыкли, что "солнце заходит на западе, а встаёт на востоке", но если углубляться в частности, это не совсем так, и зависит от множества параметров: долготы, широты, времени года. Эти приложения нужны, чтобы с точностью определить, куда "целиться" объективом камеры.
3. Следите за погодой
Следите за тем, какие погодные условия приводят к тому закатному солнцу, который вам нравится. И да, закатный свет бывает разным - в зной, зимний холод, после шторма. Лично мне нравится золотой час после дождя - прибивается пыль в атмосфере, дополнительные капельки на предметах добавляют объема в кадре, свет не такой яркий, а небо - необычайно красивое! Жаль, что такие условия складываются весьма редко:
А вот золотой час и закат после знойного ясного дня часто выглядит уж очень пыльно:
В период засухи и горения торфяников в моей области вообще не бывает золотого часа:
И да, выше - это закат! Солнце выглядит, как ещё один спутник нашей планеты. Никакого золотого света, никакого праздника, один шарик только и дали...
4. Закат или рассвет?
Как известно, золотой час бывает дважды в день, но я больше люблю закат, и сейчас объясню, почему.
Во-первых, предсказуемость погодных условий. Если весь день был пасмурным, а завтра обещают то же самое - вечером ловить нечего.
Во-вторых, утром часто присутствует туман, роса или дымка - это понижает контраст на фотографиях (но по-прежнему, кому-то это может казаться волшебством - почему нет?) и повышает влажность в ботинках :)
Ну, и в-третьих, я не люблю рано вставать :) А когда 3 утра подряд будешь вставать рано ради золотого рассвета, а прогноз погоды опять ошибся - тут как-то желание отбивает надолго. Лишь пару раз мне удавалось поймать золотой час утром, но моей моделью служила малина:
5. Вы должны прибыть на локацию за час-два до золотого часа
Закладывайте время на дорогу, поиск локаций, переодевания модели, настройку камеры и иного оборудования. Перемещайтесь на локации и делайте как можно больше кадров, ведь золотой час короток, а свет меняется каждую минуту!
2 принципиально важных момента: снимать в золотой час можно как в прямых лучах, когда золотое солнце заливает модель, красиво подсвечивая кожу (пример с эльфом выше в начале статьи), так и в контровом освещении.
Фото в прямых лучах золотого часа
1. Модель ярко освещена
2. Модели лучше смотреть в сторону или вниз, чтобы не получить эффект прищуривания
3. Избегайте пятен на коже, в особенности лице - выбирайте открытые участки неба в качестве "осветителя" или ищите пятна света, образуемые между редкими ветвями деревьев
4. Чтобы создать контраст модель<->фон, ищите локацию, где на фон не будут попадать лучи (иначе картинка получится плоской). Например, тень от высотки или тень от полога леса, когда вы делаете фото на его кромке или опушке\поляне
5. Пятна на одежде не так критичны, ваш ориентир - ровный свет на лице!
Фото в контровом золотом освещении
1. Ищите плотный задний фон, чтобы не было крупных пробелов, иначе вы рискуете "выбить" небо или недоэкспонировать модель. Конечно, не всегда этот эффект выглядит плохо - ниже я покажу на примерах
2. Солнечные "зайчики" нравятся не всем. Лично я считаю, что они добавляют в кадр какого-то волшебства. Если же вам они категорически не нравятся - сместите объектив относительно солнца и используйте бленду: важно, чтобы прямые лучи не попадали на линзу объектива
3. Если фон должен быть плотным, чтобы избежать белого неба, то перед глазами и лицом модели должно быть достаточно открытого пространства - тогда лицо будет равномерно освещено отражённым от голубого неба солнечным светом (холодным). Если же перед лицом модели будут зеленые кусты или деревья - плохого цвета кожи не избежать. Обратите внимание на цвет лица на фото выше и на цвет рук. Всё дело в том, что перед руками были высокие кусты иван-чая, которые и дали такой неприятный зеленый рефлекс. Но, в принципе, для рук и тела это не так критично, как для лица. Выбирайте такую локацию, чтобы перед лицом модели была опушка, полянка, свободная улица или поле.
4. Используйте отражатель, чтобы кожа не была тёмной, а детали в тенях не исчезли. Кстати, обратите внимание, как сильно выбилось небо на кадре ниже:
В принципе, иногда это не так критично и добавляет некоторой лёгкости в кадр, а обыватель и вовсе не заметит, "что тут не так", но мне стоило найти "задник" поплотнее, где было бы больше деревьев или листвы!
5. Зелёный может быть разным! Если солнце освещает листву или проходит сквозь неё, она прям светится золотом, становится светло-зеленой, почти салатовой, а мелкая трава и вовсе может окраситься в красно-оранжевый. Там, где солнце на зелень не попадает, зелёный становится холодным, почти изумрудным. Вроде бы простое наблюдение, но осознание этого факта поможет вам в будущем грамотно выбирать локацию в зависимости от настроения портрета и его цветовой гаммы. Экспериментируйте с точкой съемки!
6. Старайтесь не брать солнце в кадр, используйте пограничное положение или вовсе избегайте его попадания в композицию, иначе оно будет выбиваться белым шариком
7. По возможности используйте штатив. Это поможет сделать выдержку длиннее, не жертвуя ISO или диафрагмой, а детали в нетях не пропадут
Надеюсь, моя инструкция поможет вам сделать волшебные портреты с необычайным золотым светом в будущем!