Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Замерзшая «Катюша» в военном парке. Даже сотрудники музея не знают, что это за автомобиль

Давайте сегодня вновь поговорим о «Катюше». Некоторое время назад я обнаружил очень классный экземпляр в городе Павлово-на-Оке.

Это был БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157. Та статья вызвала огромное количество споров. Кто-то говорил, что «Катюш» на базе 157-х ЗИЛов не существовало, но, к счастью, нашлись и те, кто понимал о чём идет речь.

Гуляя по нижегородскому «Парку Победы» я вновь увидел «Катюшу». Давайте посмотрим, настоящая или подделка!

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Перед нами вариант на шасси ЗИС-151, а не более нового ЗИЛ-157, как в Павлово.

Это значит, что это модификация БМ-13НН (Индекс ГРАУ — 52-У-941Б), поступившая на вооружение в 1949 году. Это была первая модернизация базового варианта.

Правда табличка, установленная спереди от экспоната, безбожно врет. На ней говорится, что перед нами БМ-13Н.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разница в одной букве, на самом деле, имеет огромное значение. БМ-13Н, где «Н» обозначала «нормализованная», строилась исключительно на американском шасси Studebaker US6.

Шасси поставляли из США в Советский Союз по программе Ленд-лиза. Именно «Катюши» БМ-13Н широко применялись в годы Второй мировой войны.

За 4 года войны из 3374 автомобильных шасси, использованных для монтажа пусковых установок гвардейских реактивных миномётов, Студебеккеры ЮС6 составили 1845 штук, или почти 55%.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Запомните, «Катюши» на шасси ЗИС-151 правильно называются БМ-13НН.

Кроме того, годы производства указаны 1941-1946, что является полнейшей чепухой.

Даже выпуск БМ-13Н начался лишь в 1943 году, а выпуск грузовиков ЗИС-151 стартовал лишь в 1948 году.

Так что не советую верить написанному на табличках. В музеях тоже довольно часто совершают ошибки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Ладно, с обозначением разобрались, теперь давайте посмотрим, настоящая ли перед нами «Катюша» или всё же современная реплика?

Первая приятная новость заключается в том, что шасси тут действительно оригинальное. Об этом говорит характерная форма решетки радиатора, защитной решетки и боковин капота.

Конечно, не забудьте про более узкую колею передних колес и сдвоенные задние колеса.

Ситуация, когда за ЗИС-151 выдают более современный ЗИЛ-157, встречается довольно часто на уличных памятниках и в таких вот парках.

Под капотом должен находится рядный бензиновый шестицилиндровый мотор ЗИС-121, выдающий всего 92 л.с. и 304 Нм крутящего момента.

151-е были очень медлительными, а проходимость часто ограничивалась недостаточной мощностью двигателя. Грузоподъемность также была на удивление небольшой — всего 4,5 тонны.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Окей, поехали дальше. Давайте теперь попробуем определить оригинальность самой надстройки.

Первое, что бросается в глаза, это наличие защитных экранов, закрывающих кабину и стекла во время стрельбы.

Помнится, на павловском автомобиле их не было, о чём я с сожалением указал во время описания.

Тут они сохранились и находятся в боевом положении. После стрельбы их откидывали наверх, открывая обзор с водительского места.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Еще одним важным моментом, характеризующим оригинальные «Катюши», является держатель для двух запасных колес, расположенный за кабиной водителя.

Чтобы вытащить одно из колес, нужно было освободить один из торцов, который становился своеобразным трапом для скатывания и закатывания колеса.

Интересно, что у БМ-13НМ на шасси ЗИЛ-157 стойка для запасных колес имела другую форму. Это объяснялось тем, что колеса 157-го намного шире и больше, чем у ЗИС-151.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Следующим обязательным элементом «настоящей» «Катюши»являются защищенные топливные баки.

Они расположены с обеих сторон и должны выглядеть так, как на этом экземпляре.

Грубо сваренные, с огромной заливной горловиной. В военное время было не до дизайна.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

«Катюши» оснащали оригинальными упрощенными задними крыльями. Во время создания реплик их часто делают неправильно.

Либо слишком грубо, либо, наоборот, с закругленными краями.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Постепенно мы приблизились к задней части, где можно увидеть механические домкраты, фиксирующие шасси грузовика во время стрельбы.

Их форма и конструкция сильно отличалась от того, что я видел у БМ-13НМ.

Очень мило и олдскульно выглядит пара крошечных задних фонарей красного цвета, сдвинувшихся к заднему сцепному устройству.

Пусковая установка была максимально простой и от этого столь эффективной.

Для наводки были предусмотрены поворотный и подъёмный механизмы и артиллерийский прицел.

Интересная особенность, о которой вы, скорее всего, не знали, заключалась в том, что весь экипаж не мог влезть в кабину. Для БМ-13 он составлял 5-7 человек и включал водителя, наводчика, командира орудия и минимум двух заряжающих.

«Катюши» БМ-13НН на шасси ЗИС-151 не принимали участия в боевых действиях во время Второй мировой войны.

Зато их можно было встретить в Корейской и Вьетнамской войнах, где они были столь же эффективны, как и их предшественники во время Второй Мировой.

Ну а музейный экземпляр, конечно, хорош. Он полностью оригинален, правда сотрудникам музейной площадки стоило бы внимательнее относиться к информационным табличкам.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов
Авто
5,66 млн интересуются