В воспоминаниях музыкантов Rainbow о записи третьего альбома группы безусловно найдется место кадровой текучке, работе в исторической студии, привидениям и пугающим до чертиков ужасам. Но главное, что на фоне всего этого они сделали по-настоящему отличную запись Long Live Rock ’N’ Roll.
Продолжение. Начало можно прочитать здесь.
Музыка на альбоме Long Live Rock ’N’ Roll соответствовала самому высокому уровню, и для многих поклонников Rainbow того времени она звучала не хуже, а может быть, даже лучше, чем материал Rising. С точки зрения качества два альбома удивительным образом соответствовали друг другу. Это легко объяснимо, если учесть, что заглавная песня на самом деле относится к сессиям альбома Rising двухлетней давности, как и другой ключевой трек пластинки, эпический Kill The King.
Запоминающийся гимн Long Live Rock ’N’ Roll стал первым синглом с альбома и, что не менее предсказуемо, позволил Rainbow впервые попасть в Топ-30 песенного чарта. Уже знакомая поклонникам Rainbow по исполнению на концертах Kill The King открывала вторую сторону альбома в похожем стиле — с места в карьер. Учитывая ее название, многие решили, что это еще одна мистическая сказка Дио про туманное прошлое. Однако позже Ронни признался: «На самом деле в ней рассказывается о шахматной партии». Будучи великолепным шахматистом, Ронни видел в этой игре «метафору жизни и смерти». Действительно, использование в качестве образов шахматных королей и ферзей, пешек и коней стало повторяющейся темой в работах Дио.
Были на альбоме и более прозаичные песни, в том числе L.A. Connection, навеянная уходом Тони Кэри, который всегда называл домом Лос-Анджелес, тоскуя по нему во время гастролей. Это была еще одна черта Кэри, которая раздражала Ричи. Или, как об этом писал Ронни: «Ох, отвезите домой мои хрупкие кости и уложите меня отдыхать / Сорок дней бесконечных криков и стонов, этот тест мне точно не сдать» // ‘Oh, carry home my broken bones and lay me down to rest / Forty days of cries and moans I guess I’ve failed to pass the test’.
Другие заметные треки пластинки, такие как Sensitive To Light и The Shed, также были лишены фирменного лирического мистицизма Дио, возвращая его к временам группы Elf, когда Ронни наравне с остальными пел еще что-то стиле C’mon, baby!
Хотя главные блюда в меню альбома — Gates Of Babylon и Rainbow Eyes — были настоящими удачами. Gates Of Babylon стал последним записанным для альбома треком, и появился на свет, когда в декабре группа вернулась в шато, чтобы завершить начатую работу. К тому времени новый состав Блэкмор-Дио-Пауэлл-Стоун-Дэйзли много гастролировал, и музыканты были, как выразился Кози, «сплочены крепче, чем утиная задница под водой».
Хотя имя Дэвида Стоуна вообще не упоминалось на конверте первого издания альбома, именно его зловещие клавишные задают драматический тон композиции, прежде чем на слушателей обрушивается тяжелый молот грандиозного риффа Блэкмора, а Дио принимается плести сказку о полетах на ковре-самолете, джиннах, городах «небесного греха», где ты будешь «спать с дьяволом», прежде чем он уведет тебя к самым «вратам Вавилона». Этот трек настолько увлек молодого гитариста из Швеции по имени Ингви Мальмстин, что он построил на его фантасмагорических образах всю карьеру, а позже даже включил в один из своих альбомов кавер на него.
Последней и самой длинной композицией на альбоме, которая, оглядываясь назад, выглядит самой интригующей, стала прекрасная Rainbow Eyes. Это баллада, ода и клятва одновременно. Ронни Дио ничего не стесняясь пел о любви всей своей жизни — Венди. Здесь Дио полностью открывает сердце и позволяет любви сиять вовсю, пока Блэкмор упражняется в своего рода расширенной музыкальной медитации по мотивам Little Wing Джими Хендрикса. Название «Радужные глаза», как он позже объяснял мне, появилось благодаря тому факту, что глаза Венди часто меняли цвет в зависимости от ее настроения. «Иногда они зеленые, иногда голубые, иногда вообще цвета ореха», — утверждал вокалист.
Усиленный скрипками, виолончелью, альтом и флейтой, этот трек демонстрировал универсальность Rainbow убедительнее всех прочих. Еще большую весомость композиции с каждым годом добавлял текст, который описывает реальные отношение Дио, продлившиеся вплоть до его смерти.
Как будто желая подчеркнуть искренность музыки, Ронни и Венди поженились в тот же день, когда альбом Long Live Rock ’N’ Roll появился на прилавках магазинов. Свадьба прошла в замке Вэйвени, расположенном в американском городке Нью Ханаан, штат Коннектикут, где на тот момент проживала пара. Шафером был Ричи. На церемонии присутствовали остальные участники группы, менеджеры группы и многочисленные члены гастрольной команды, а также несколько друзей Венди из Лондона, где она родилась, и Лос-Анджелеса, где Ронни впервые встретил ее за три года до этого.
Как только пара вернулась из свадебного путешествия, Rainbow отправились в турне по США, которое, как они надеялись, поможет их прорыву на рынок Северной Америки. Группа запланировала 60 концертов, которые должны были растянуться на все лето. Менеджмент и звукозаписывающая компания говорили о новом альбоме как о пластинке, которая наконец-то «перевернет их карьеру с ног на голову», но Long Live Rock 'N' Roll до сих пор остается самым неудачным по продажам в Америке альбомом группы. Он долетел, если это можно назвать так, только до 89-й позиции в Billboard Hot 100, и настроение Блэкмора стало чернее, чем его одежды.
Первоначальный план заключался в том, чтобы группа летом выступила в качестве «специального гостя» и сыграла вторую скрипку на концертах Foghat, REO Speedwagon и Элиса Купера, а затем начала выступать в качестве хэдлайнера на стадионах. Но из-за того, что продажи альбома просели еще до начала турне, а сингл оказался почти не замечен главными AM-радиостанциями, Rainbow были вынуждены заново перерисовать гастрольную карту и перенести выступления в театры и концертные залы.
Негативное настроение в группе отражалось на концертах. Не прошло и 45 минут с начала выступления в Stanley Theater в Питтсбурге (вместимость 2800 человек), как Ричи ушел со сцены и отказался возвращаться. Разъяренная публика едва не устроила в зале погром. На другом концерте кто-то бросил на сцену большую пиротехническую шашку во время выхода группы «на бис», и Блэкмор снова попросту слинял без шансов на возвращение. Больше ада, хорошего и разного: несколько концертов Блэкмор полностью отыграл, повернувшись спиной к залу, а потом на очередном выступлении вылез через окно гримерки и исчез в неизвестном направлении.
На 17-тысячной Omni Arena в Атланте, где Rainbow выступали на разогреве у REO Speedwagon, кто-то швырнул на сцену бутылку. Она попала Дио в лицо и почти вырубила его. Вокалиста отнесли за кулисы, где один из врачей скорой помощи наложил швы на глубокую рану на голове. Группа продолжала играть без Ронни, до тех пор пока он не вернулся на сцену — пошатываясь и утирая текущую с лица кровь. «Они настаивали, что мне надо сразу же ехать в больницу», — вспоминал Дио позже. — «Но я был категорически против того, чтобы подвести поклонников».
После концерта рассерженный Ричи вдрызг рассорился с тур-менеджером REO, а Rainbow вместе с гастрольной командой разгромили гримерку.
Тур был вполне ожидаемо приостановлен во время выступления Rainbow в нью-йоркском Palladium вместимостью 3000 человек. Концерт, который должен был стать триумфальным завершением нескольких напряженных месяцев гастролей, вместо этого превратился в очередную катастрофу. Группа отыграла всего три номера программы, когда динамики дружно затрещали и замолкли. Музыканты покинули сцену, пока техники кровь из носу пытались решить проблему. Но после полутора часов бесплодных усилий колонки не продемонстрировали даже намека на возвращение к жизни. Ронни пришлось выйти и извиниться перед аудиторией. «Мы сделаем это в следующий раз, Нью-Йорк!» — попытался успокоить он всех.
Дио не знал, что следующего раза не будет, по крайней мере для этого состава Rainbow.
«Потом в течение многих лет люди рассказывали мне, как были удивлены, узнав про мой уход из Rainbow», — вспоминал позже вокалист. — «Я улыбался в ответ и говорил, что сам был немного озадачен. Но это лишь позволяло мне скрыть глубокое разочарование, которое я испытал от расставания с группой. Мне нравилось играть в Rainbow, я чувствовал, что у нас с Ричи было что-то особенное, как у авторов песен и исполнителей. Но к тому времени, когда я принял решение уйти, я чувствовал, что у меня нет выбора».
За несколько недель после окончания гастролей Блэкмор уже уволил Боба Дэйзли и Дэвида Стоуна. Он был более чем когда-либо убежден, что группе Rainbow необходимо кардинально менять направление, если она хочет когда-нибудь выйти на американский рынок, как это раньше сделали группы Boston и Foreigner. Искусство ради искусства! На хрен хиты! — эта старая максима музыкального бизнеса 70-х ушла в небытие. Теперь Блэкмор был даже готов пожертвовать единственным, кроме него участником Rainbow, который раньше казался незаменимым — певцом, соавтором песен и без пяти минут бывшим другом Ронни Джеймсом Дио.
Первые подозрения Дио относительно грядущих перемен принес тот, от кого ждать их было маловероятно — бывший басист Deep Purple Роджер Гловер, которого Ричи пригласил в качестве продюсера следующего альбома Rainbow. К тому времени Блэкмор и Дио уже перестали общаться друг с другом, после того как Ронни категорически отказался подчиниться требованию Ричи «прекратить писать в этом, ориентированном на фэнтези стиле и написать несколько лирических песен». Поэтому Блэкмор поручил Гловеру постараться убедить вокалиста записать кавер на песню Кэрол Кинг Will You Love Me Tomorrow, которая в 1961 году сотрясала британские хит-парады в исполнении The Shirelles. Она, по мнению Блэкмора, могла бы стать хитом в качестве сингла Rainbow.
По иронии судьбы, Дио уже выпускал свою версию песни еще во времена участия в группе Ronnie And The Prophets. Тогда эта идея обернулась грандиозным провалом, и он не видел причин, по которым это не произошло бы в случае Rainbow.
Певец и гитарист устроили из-за этого огромный скандал. Вскоре был выпущен пресс-релиз, в котором объявлялось о «расставании» Дио и Rainbow. «Ричи всегда считал, что он меня уволил. Но насколько я помню, я ушел сам», — рассказывал мне потом Дио.
То, что первоначально выглядело поворотом под запрещающий знак, на самом деле оказалось началом самостоятельной карьеры Ронни Джеймса Дио, который всего несколько месяцев спустя после ухода из Rainbow сменил Оззи Осборна в Black Sabbath, а затем сделал чрезвычайно успешную карьеру в собственной группе Dio, альбомы которой в 80-х становились мультиплатиновыми.
Блэкмор в конце концов реализовал свое желание сделать Rainbow более коммерческими. Он пригласил певца Грэма Боннета и записал первый из нескольких стопроцентных хитов, использовав песню Расса Балларда Since You Been Gone — хотя это опять не коснулось музыкального рынка США, где ни один сингл Rainbow так и не попал в Топ-30.
И пусть Rainbow не превратили Will You Love Me Tomorrow в сингл, они исполнили ее вживую в 1980 году, когда выступили хэдлайнерами первого фестиваля Monsters Of Rock .
В интервью Newsweek в 2017 году Блэкмора спросили, был ли он разочарован тем, что не смог пригласить Дио, умершего в 2010 году, принять участие в концерте по случаю воссоединения Rainbow в 2016 году.
Он ответил: «Мне неприятно это говорить, но нет, никаких сожалений. Я закончил с Ронни давным-давно, и мы общались время от времени, но я занимался своими делами, а он своими. Мы сохранили дружелюбные отношения, но, я думаю, что ни один из нас не захотел бы снова выступать вместе. Он был ярко выраженным альфа-самцом, и я тоже. Он хотел пойти одним путем, я хотел пойти другим».
Можно также сказать, что они двигались в одном направлении: оба искали сундук с золотом, который был спрятан у ворот Вавилона, где-то под радугой.
Текст: Мик Уолл. Перевод: Алексей Демин
Оригинал: Classic Rock #284 (февраль 2021)